Угловой дом N 1 ("дом с рыцарями", выходящий лицом на Арбат (N 35) и в Калошин переулок) уже упоминался. Это - по определению О. Р. Шмидт - "самый большой и импозантный дом на Арбате". С самого начала часть дома была предназначена его владелицей - крупной коммерсанткой (по имени которой старожилы и сейчас называют его Дом Филатовой, тем более что она жила здесь и после 1917 года) для учебных и образовательных заведений (частной женской гимназии с особым педагогическим классом и преподаванием танцев, почти как в балетных училищах, частного пансиона, а также детского сада) и для жилья (полностью сторона с Кривоарбатского). Со времени революции 1917 года дом - только жилой; респектабельные квартиры его с высокими потолками и широченными коридорами после т. н. уплотнения превратились в знаменитые арбатские коммуналки. Судьба обитателей дома прослежена в кинофильме М. Е. Голдовской "Дом с рыцарями" (1993 год) - это художественно впечатляющий и наводящий на глубокие размышления источник по истории Арбата и арбатцев и вообще России нашего столетия (особенно устные воспоминания, рассказы бывших обитателей дома). А среди жителей "дома с рыцарями" - имена видных военных деятелей - Н. И. Подвойского - переехавшего затем в "Дом на набережной" (на фасаде его памятная доска), бывшего одним из руководителей октябрьского вооруженного восстания, председателем Петроградского военно-революционного комитета, и расстрелянного в 1938 году командарма 1 ранга, командующего войсками Московского округа И. П. Белова (о нем в фильме рассказывает его дочь).
Еще до революции в филатовском доме поселился известный ученый-эндокринолог и широко практикующий врач, профессор Н. А. Шерешевский, женатый на хорошо знакомой московской публике виолончелистке А. С. Любошиц (до отъезда в середине 1920-х годов в США ее сестры-скрипачки и брата-пианиста немалый успех имело трио Любошиц). Шерешевского арестовали в начале 1950-х годов в связи с подготовкой т. н. дела врачей. Еще раньше, в годы ежовщины, арестована была актриса Театра имени Вахтангова В. Г. Вагрина, жена репрессированного ответственного работника. Она очень трогательно играла Луизу в "Коварстве и любви" Ф. Шиллера. (Помню, после спектакля в партере трое или четверо молодых людей растерянно утешали своих плачущих спутниц.) А вместе с Д. Л. Дорлиаком они были на редкость красивой парой молодых героев в пользовавшейся особым успехом постановке "Много шума из ничего" Шекспира, где главные роли блистательно исполнял дуэт Ц. Мансуровой и Р. Симонова.
В этом же доме прошла юность племянника мужа Вагриной, композитора Эдуарда Колмановского. В формировании его будущих композиторских пристрастий велика роль первых впечатлений от музыки, насыщавшей замечательные спектакли вахтанговцев94. Сочиненные Колмановским мелодии песен у всех на слуху - песня "Я люблю тебя, жизнь" была любимой песней первого космонавта планеты Юрия Гагарина.
Соседний семиэтажный дом N 3 интересен тем, что его построили в 1912 году по проекту новатора домового строительства тех лет архитектора-инженера Э. К. Нирнзее, который был автором самого высокого московского "небоскреба" в Большом Гнездниковском переулке95. В доме жили писатель А. С. Некрасов (его юмористическая повесть для детей "Приключения капитана Врунгеля", написанная в 1937 году, переведена на многие языки), ветеран научно-издательского дела О. К. Дрейер, многолетний руководитель издательства "Восточная литература", лауреат Государственной премии.
Рядом стоял тогда двухэтажный оштукатуренный деревянный особняк, где в третьей четверти XIX в. обитал знаменитый в ту пору врач-терапевт профессор Г. И. Сокольский, одним из первых ставший пользоваться методом перкуссии - обследования больных путем выстукивания. Здесь же, в доме N 5, положил начало основанию своей галереи произведений русского изобразительного искусства (прежде всего рисунков) Иван Евменьевич Цветков. Позднее для цветковской галереи выстроили специальное здание на набережной Москвы-реки на углу Соймоновского переулка; в 1909 году Цветков подарил свой музей городу Москве.
В Кривоарбатском переулке в доме N 7 жили известные медики - в начале XX в. крупнейший психиатр П. Б. Ганнушкин (именем которого названа больница), разрабатывавший учение об изменении характера человека на протяжении его жизни, суммировавший свои наблюдения в книге 1933 г. "Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика" (памятная доска установлена на доме в Хлебном переулке, где была его последняя квартира); в 1930-е годы там жил видный психиатр В. П. Осипов, развивавший патофизиологическое направление в психиатрии.
На месте нынешних домов N9 - II был дом "девицы Пелагеи Александровны Вельеминовой", где жила в начале 1807 года семья Пушкиных, а следовательно, и маленький Александр Пушкин, что отмечено в исповедной книге церкви Николая Чудотворца, что в Плотниках96.
В доме, где в начале века торговали скобяными товарами, жил в студенческие годы участник революционного движения Н. Н. Авдеев (партийный псевдоним - Алексей). В 1918 году он вместе с женой О. Дилевской был арестован белогвардейцами в Сибири и подвергся расстрелу (жену убили, его тяжело ранили). В 1920-е годы Авдеев работал в Истпарте и являлся одним из первых исследователей архивов коммунистической партии.
Построенный в 1906 году доходный дом с красивыми эркерами мог запомниться многим по кинофильму режиссера Г. Данелия "Я шагаю по Москве". С этого фильма 1964 года началась широкая известность тогда восемнадцатилетнего Никиты Михалкова. Там же жили в годы своей московской, всероссийской и всемирной славы чемпионы по скоростному бегу на коньках 1910 - 1920-х годов братья Василий и Платон Ипполитовы, "по совместительству" бывшие победителями многих состязаний по велоспорту.
В доходном доме N 13, построенном в 1911 году, останавливалась Марина Цветаева (в 1911 г.). В квартире N 9 с 5 декабря 1912 года до начала мая 1913 года жил поэт и художник Максимилиан Александрович Волошин. Он поселился с матерью в квартире сестер мужа Марины Цветаевой - Сергея Яковлевича Эфрона. В январе 1913 года Волошин записывает рассказы художника В. И. Сурикова для книги о нем. В феврале 1913 года выступает с критикой картины И. Е. Репина "Иван Грозный и сын его Иван" - и на диспутах, и в печати. Богемный образ жизни обитателей и посетителей квартиры - людей, незаурядно даровитых, - и впечатление от общения с ними респектабельной хозяйки одного из арбатских салонов Рашели Мироновны Хин-Гольдовской - писательницы и супруги преуспевающего адвоката - запечатлены в ее дневниковой записи от 18 февраля 1913 года: "Волошинская компания состоит из двух частей: "обормотников" - сюда входит своеобразная коммуна - мать Волошина (старуха в штанах и казакине!), он сам и две сестры Эфрон, Лиля и Вера. Они живут все на одной квартире, которую они сами окрестили именем "обормотник"... Остальные: Марина Цветаева, двадцатилетняя поэтесса, жена 19-летнего Сережи Эфрона, ее младшая сестра Ася, тоже замужем за каким-то мальчиком (обе эти четы имеют уже потомство - у Марины девочка, 6 месяцев, у Аси такой же мальчик, причем каждый из этих младенцев перебывал у 6 кормилиц - по одной на месяц!). Я называю эти "менажи" "Детский сад" (Марина, Ася, Майя - 18-летняя русская француженка, пишет - и как читает! - очаровательные французские стихи), так сказать, естественные "сочлены" "обормотника". Толстые хотя и тесно с ними дружат, но уже понемножечку "отодвигаются" от этого кочевого табора и стремятся занять более солидное положение. Кандауров и Богаевский - что-то вроде почетных, сочувствующих посетителей. Как зрелище, вся эта компания забавна чрезвычайно. Сестры Эфрон очень хороши собой, особенно Лиля. Марина и Ася вдвоем читают Маринины стихи. Стройные, хорошенькие, в старинных платьях, с детскими личиками, детскими нежными голосами, с детскими вздохами, по-детски нараспев они читают, стоя рядышком у стенки, чистые, трогательные, милые стихи..."*
Упомянутые в дневнике лица: Лиля (Елизавета) Эфрон - впоследствии театральный педагог, режиссер; у нее уже по другому адресу поселится, возвратившись из эмиграции в Россию, Марина Ивановна Цветаева. Вера - актриса и режиссер. Прожившая долгую и во многом трагическую жизнь, Анастасия Ивановна Цветаева - автор интересных, написанных с художественным талантом "Воспоминаний". Майя (Мария Павловна) Кювилье, по первому браку княгиня Кудашева, потом вышла замуж за великого французского писателя Ромэна Роллана; вместе с ним она посетила Москву в 1930-е гг. Толстые - это знаменитый уже тогда писатель Алексей Николаевич (который, как полагают, и придумал название "обормотник") и его супруга тех лет, актриса и художница С. И. Дымшиц-Толстая. Художник К. В. Кандауров был секретарем объединения "Мир искусства". Живописец К. Богаевский известен как автор картин, стилизованных в духе классических западноевропейских пейзажей XVI - XVII веков (со многими зданиями и руинами). Богаевский и Цветаевы уже прежде жили в доме Волошина в Коктебеле. В мае 1911 года он сочиняет стихи "Первое лето обормотов в Коктебеле".