Экскурсия, о которой идет речь, принадлежит к категории образовательных прогулок по городу, направленных к изучению его роста. Она должна показать, может ли улица старого города, в современном ее виде, открыть глаза на культуру прошлого и ее развитие и тем самым сыграть роль, однородную с музеем, в деле монументального изучения истории; вместе с тем она освещает предмет по-новому, дополняя музей, даже ставя особые, им не разрешаемые задания.
Избрана была Остоженка, и специальною темою данной экскурсии было дать картину эволюции быта города преимущественно на примере трансформации господствующих типов обиталищ и открываемых ими форм жизни. Остоженка не хранит на себе таких следов старины, которые можно бы назвать первоклассными памятниками, но она заключает богатый бытовой материал и является поучительным объектом применения такой разновидности культурно-исторической экскурсионной работы.
Руководительница исходила из предположения, что ею ведется группа, школьная или внешкольная, обладающая некоторою общею историческою подготовкою, но мало занимавшаяся историек) Москвы. Остоженка - это часть, ближайшая к Кремлю, дороги, соединявшей некогда Москву с Калугою. Экскурсия начинается на Крымской площади и имеет конечным пунктом площадь храма Спасителя2.
Прежде всего собравшиеся усаживаются на скамье здесь кончающегося Зубовского бульвара с целью опознаться в местности*: где мы? Нельзя ли извлечь что-нибудь из самого названия - Крымская площадь? Сразу дело не выясняется. Всматриваемся дальше кругом, прежде всего вниз к Москва-реке. Видим - Крымский проспект, Крымский мост, в старину Крымский брод. Крымский вал и еще дальше, в Замоскворечьи после заворота, - Коровий вал, Серпуховские ворота, Зацепский вал и т. д. Получается уже характерная цепь элементов топографической номенклатуры.
После того экскурсанты оборачиваются в другую сторону. Что перед нами? Зубовский бульвар. Вспоминаем, что идет дальше? Смоленский бульвар и рынок, Новинский бульвар, Садовые... Группа, когда нужно, пользуется планом Москвы, общим и схематическим, особенно нужным для данной цели, приготовленным руководительницею. Усилием воображения снимем деревья, украшающие бульвары: получится широкая полоса, дугою уходящая и загибающаяся в обе стороны - на север и на юг. Продолжим мысленно эту линию, образуется сомкнутый круг или, вернее, овал.
Перед нами развернулось второе (внешнее) кольцо бульваров, а в прошлом Земляной вал3, четвертая ограда Москвы после Кремля, Китай-города и Белой стены (делается реконструкция вала и ворот). Земляной вал опоясал растущую столицу "собиравшейся" Руси в XVI в. Здесь особенно всматриваемся в схематический план, символизирующий рост Москвы**, и так устанавливается характер места, у которого мы находимся. Теперь ясно: начало нашей прогулки - Крымская площадь (= ворота). Крымский вал - это часть оборонительного пояса против татар на одной из дорог, которыми крымчаки ходили на Москву. Мы стоим около одного из ответственных пунктов крайней защитной линии московских укреплений против южного врага. Невольно вспоминается еще улица Ордынка по Серпуховской и Тульской дороге (в Замоскворечье): так и пахнет старою татарскою грозою. Имена улиц, площадей, урочищ - важный источник познания "биографии города"***, и наша руководительница постоянно прибегала к анализу имен.
Здесь возникает важный вопрос, может быть, предмет методического спора: надо ли подготовлять участников к экскурсии ознакомлением с историею города по плану или он должен служить подспорьем только при ее выполнении? Москвичи придерживаются отрицательного решения, говорят: лучше сначала личное, наглядное наблюдение, потом закрепление его планом. Петербуржцы возражают: предварительное изучение истории плана тоже наглядно; оно много развивает экскурсионный подход и обычно очень интересует экскурсантов, особенно молодых, школьников. Впрочем, и некоторые москвичи это признают: мы присутствовали тогда же на отличной, именно вводной лекции Н. Г. Тарасова - рост Москвы - с большим числом показываемых при помощи диапозитивов картин и планов, в качестве как раз начала экскурсионного цикла для особой группы.
Опознавшись, из какого места Москвы мы исходим, участники приближаются к истоку улицы, по которой предстоит шествовать. Остоженка! Опять таинственное имя. Что оно значит? Стога! Стало быть, в далеком прошлом мы бы тут находились среди местности, с которой сбиралось сено. Тут были мало застроенные нераспаханные пустоши, луга заливные и травою покрытые, низкие холмы - покосы и, должно быть, между ними небольшие поселки. Опять вспоминается недалеко (за Москвою) бегущая улица - Полянка. Здесь было "на лугах", там "на полях". Получается важная черта для восстановления старого пейзажа.
"Остьжье" - накопление стогов, может быть, государевы луга и сенокосы, запасы, склады сена, возможно, и царские конюшни****. Как нынче к картине Остоженки мало подходят такие наименования! Велико влияние труда веков. Но подвинемся вперед и посмотрим.
Входя на улицу, замечаем сейчас направо на углу решетку, окружающую двор бывшего Катковского "лицея цесаревича Николая"5. По бокам - два флигеля, очевидные остатки (части) стоявшего здесь большого, монументального строения. За решеткою двор-сад; в нем сбоку направо главное здание лицея, налево - в глубине (асимметрично с флигелями) - другой большой дом. Оба - явно новее, чем флигеля (здесь два слоя строений), а в центре - пробел. Экскурсия входит внутрь двора-сада. Ясно чувствуется искусственное насаждение - аллея, лужайки, беседки; но есть и старые деревья - свидетели чего-то предшествующего. Они выросли, возможно, на свободе, когда место было еще пустошью, и сохранены позднейшими насадителями как элементы садовой красоты. Но вся планировка сада соответствует вкусам и нуждам архитектоники большой барской усадьбы.
Интересно, находясь здесь, бросить внимательный взгляд в перспективную даль, к реке: волнистый спуск, отчасти покрытый деревьями, отчасти пустой, мало застроенный невысокими домишками. Сверху - незагражденное небо. Тут легче представить себе былое, когда люди здесь обитали "на лугах", "среди стогов". Это хороший вспомогательный прием, чтобы вжиться в старину.
Возвращаемся на улицу, формулируем вывод из наблюдений. Мы имеем дело с вельможною городскою усадьбою без барского дома (он исчез!). Судя по флигелям с "ампирными" орнаментами, постройка ее относилась к началу XIX в. Надо будет на дальнейшем пути присмотреть, нельзя ли отыскать образец, какой естественно вставился бы на это пустое место. Руководительница почему-то (это тоже московская повадка!) не говорит, что здесь было, и только позже, когда многое будет увидено, сообщит вскользь, что тут стоял дворец, принадлежавший в половине XIX в. великой княгине Елене Павловне6, сотруднице Александра II. Сохранились ли его снимки? Сказано не было, и вообще старыми гравюрами, реконструкциями она не пользовалась.
* Форма беседы применяется эвристическая: предлагаются в стройном порядке вопросы, направленные к уразумению общими активными силами всего открывающегося взору, чтобы (помогали) научить смотреть, видеть, судить, понимать.
** См. хотя бы тот, что помещен около 360 стр. прекрасного путеводителя "По Москве", составленного под ред. Н. А. Гейнике, Н. С. Елагина, Е. А. Ефимовой, И. И. Шитца (изд. М. и С. Сабашниковых. - М. 1917)4.
*** См. об этом принципе "биографии города" статью пишущего эти строки "Монументальный город и исторические экскурсии" в N 1 "Экскурсионного дела" (Петроград, 1921 г.).
****Рядом идущий к Москве-реке Ушаковский переулок прежде назывался Конюшенным.