Город назван по большому кургану, окруженному валом и рвом, близ которого в 1653 г. на берегу р.Тобол основана слобода Царево городище (другое название — Царев курган). По преданию, незадолго до гибели хан Кучум победил здесь местного татарского князя, чье стойбище располагалось на кургане и где зарыты большие богатства (попытки обнаружить их предпринимались неоднократно). Вокруг — равнина Йшимской степи, богатая озерами (знатоки насчитывают около 500). Почти все они солоноваты. Нет недостатка и в болотах. В округе довольно много следов древних кочевых народов, самыми внушительными являются курганы.
В конце XVII в. река подмыла берег и жители слободы
вынуждены были переселиться ниже по Тоболу на нынешнее место. Здесь поселение обнесли бревенчатым тыном с башнями. До устройства Ишимской линии в 1738 г. крепость Царево городище часто подвергалась набегам окрестного нерусского населения — казахов, или, как тогда говорили, «киргизов». После 1738 г. крепость оказалась внутри линии и вновь превратилась в слободу, которая в 1782 г. получила статус уездного города Тобольского наместничества под названием Курган.
К середине XIX в. население Кургана превышало 3500 человек, из которых 500 числились в купеческом сословии. В городе были площадь, общественный сад, улица и 9 переулков, две церкви, почти 700 домов, уездное и приходское училища.
Фабрик и заводов числилось довольно много — 28 (13 салотопенных, мыловаренный, сальносвечной, кожевенный, маслобойный и др.). Все они были мелкими, и общая стоимость их производства не достигала 170 тыс. рублей в канун реформ 1860-х гг. Позднее исключение составил «крупчатый» завод Вагина, крупнейший в Сибири, на складе которого порой бывало до миллиона пудов пшеницы. Невелик и оборот торговли, который не превышал потребностей местных жителей.
Главной заботой курганских купцов и зажиточных крестьян являлась отпускная (на внешний по отношению к Кургану рынок) торговля скотом и продуктами животноводства. Они весной закупали скот в Петропавловске, откармливали его в округе Кургана и осенью забивали.
Три ярмарки проходили в городе за год: алексеевская (12 — 19 марта), дмитровская (22 — 29 октября) и рождественская (21 — 24 декабря). Главными продуктами торга на них были соль, масло, кожи и лошади.
С развернувшимся в конце XIX — первой половине XX вв. железнодорожным строительством в Западной Сибири и Казахстане Курган превратился в важный узел дорог. Это же обстоятельство коренным образом изменило экономику города. Теперь она основывается на производстве сельскохозяйственной техники и транспортном машиностроении, химической промышленности. Сохранилась и переработка продукции сельского хозяйства: в Кургане один из крупнейших в Западной Сибири мясокомбинатов. Что касается легкой промышленности, то она обслуживает интересы крупного города, каким стал Курган — его население превысило 300 тыс. человек. Столь стремительный рост, конечно, невозможен без развитой промышленности, производящей строительные материалы и индустриальными методами сооружающей жилые дома, общественные здания, производственные корпуса.
В немалой степени быстрому росту города способствовала эвакуация в Курган оборудования предприятий и населения с западных территорий в годы Великой Отечественной войны и выделение Курганской области из Челябинской (1943).
Изменение статуса города в свою очередь повлекло за собой появление в нем высших учебных заведений (машиностроительного, сельскохозяйственного и педагогического) , а также учреждений культуры (театра кукол и драматического, художественного и краеведческого музеев).
КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
* * * * * * * * * * * * * * * * * * *
КУРГАН
Щит пересеченный. В верхнем червленом поле золотое зубчатое колесо, наложенное на три золотых же колоса в левую перевязь. Нижнее пале рассечено. В правой зеленой части два стилизованных серебряных кургана. В левой лазуревой части золотая воинская арматура.
Сообщение об утверждении исполнительным комитетом Курганского городского Совета депутатов трудящихся 1 октября 1970 г.