Лавинообразное увеличение объёма знаний и непрерывное возрастание
значения науки характерны для современной биологии. В наступающем
XXI столетии биология, несомненно, станет ведущей отраслью естествознания,
исследующей актуальные проблемы существования живых организмов,
с решением которых связаны самые насущные задачи человечества: обеспечение
всё увеличивающегося населения продовольствием и лекарственными
препаратами; сохранение биоразнообразия на земле; охрана окружающей
среды.
Словарь-справочник по биологии для школьников содержит свыше тысячи
различных терминов и понятий современной биологии, объяснение которых
дано в доступной форме, в соответствии с требованиями «Государственного
образовательного стандарта основного общего образования» и «Национально-регионального
компонента Государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования».
В словаре-справочнике отражены ведущие идеи школьного курса биологии:
эволюция органического мира; разноуровневая организация живой природы;
многообразие организмов, их классификация; взаимосвязи строения
и функций живого; круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме;
приспособленность организмов к среде обитания; сохранение биологического
разнообразия; место человека в системе органического мира; этапы
эволюции человека и его биосферная роль. Современная биология представляет
собой, как известно, комплекс наук о живой природе. Каждое из царств
живой природы является объектом самостоятельной биологической науки.
Например, растения — объект ботаники, животные изучаются зоологией,
грибы — объект микологии, лишайники — лихенологии и т. д. Кроме
того, каждый из уровней организации живой материи также изучается
в особой науке. Например, клеточный уровень изучает наука цитология,
тканевый — гистология, биогеоценотический уровень рассматривается
в экологии и т. п.
Словарь-справочник соответствует структуре школьного курса биологии
и включает следующие разделы: Растения; Животные; Анатомия, физиология
и гигиена человека; Общая биология; Экология. В приложении к словарю-справочнику
рассмотрены вопросы систематики живых организмов, этапы эволюции
человека, приведена геохронологическая шкала и указатель всех использованных
терминов и понятий.
Словарь-справочник построен по типу энциклопедического словаря,
где материал расположен в алфавитном порядке. Кроме определения
термина используется дополнительный справочный текст, облегчающий
восприятие и несущий дополнительную информацию, способствующую лучшему
усвоению понятий.
При написании словаря-справочника авторы-составители использовали
современную научную и научно-популярную справочную литературу по
биологии и смежным дисциплинам, среди которой необходимо выделить
следующие источники:
Биологический энциклопедический словарь/Под ред. М. С. Гилярова.
М., 1986.
Вронский В. А. Прикладная экология. Ростов н/Д., 1996.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3 т. М., 1990.
Догель В. А. Зоология беспозвоночных. М., 1981.
Жизнь животных: В 6 т. М., 1968—1985.
Жизнь растений: В 6 т. М., 1974—1982.
Локшин Г. И. Биология. М., 1998/
Медников Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. М., 1994
Наумов Н. П., Карташев Н. Н. Зоология позвоночных: В 2 ft М.,
1979. ,
Никишов А. И. Биология: Конспективный курс. М., 1999.
Петров К. М. Общая биология. СПб., 1997.
Популярная медицинская энциклопедия/Под ред. А. Н. Бакулева,
Ф. Н. Петрова. М., 1964.
Резанова Е. А., Антонова И. П., Резанов А. А. Биология человека.
М., 1998.
Реймерс Н. Ф. Краткий словарь биологических терминов. М., 1995.
Хржановский В. Г., Пономаренко С. Ф. Практикум по курсу общей
ботаники. М., 1979.
Я блоков А. В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение. М., 1981.
Яковлев Г. П., Аверьянов Л. В. Ботаника для учителя: В 2 ч.
М., 1996—1997.
Над подготовкой словаря-справочника работали преподаватели Уральского
государственного педагогического университета — академик наук педагогического
образования, профессор Таршис Галина Ильинична и доцент Тар-шис
Людмила Григорьевна, имеющие большой опыт преподавания биологических
дисциплин в вузе, педагогическом колледже и средних общеобразовательных
школах города Екатеринбурга. Авторы-составители при написании словаря-справочника
учитывали требования к уровню подготовки выпускника основной школы
по биологии, сформулированные Департаментом общего и среднего образования
Министерства образования Российской Федерации.
Словарь-справочник предназначен для учащихся старших классов общеобразовательных
школ, лицеев, гимназий и колледжей. Он может быть полезен для студентов
естественных факультетов университетов и педагогических институтов.
Книга рекомендуется учителям-предметникам и преподавателям средних
учебных заведений для подготовки занятий по соответствующим дисциплинам.
Авторы-составители надеются, что словарь-справочник будет в целом
интересен для широкого круга читателей, интересующихся вопросами
рационального природопользования и охраны окружающей среды.