Собаки настолько прочно вошли в жизнь человека, что в некоторых странах стали объектом культа. Так, в Египте умершим псам ставили надгробия, на которых писали скорбные эпитафии. Человека, убившего собаку, подвергали жестоким телесным наказаниям, а за некоторые проявления жестокости по отношению к этим животным полагалась смертная казнь. У персов убийство собаки также считалось преступлением. В законах Персии собака определялась как "сторож стад и защитник человека".
Греки считали, что собаку выковал Вулкан. Чтобы понять, какую роль она играла в мифологии этой страны, достаточно обратиться к греческим изделиям из глины, к скульптуре и литературе.
В доколумбовой Америке после смерти человека его верного четвероногого друга убивали и хоронили вместе с хозяином.
Однако древние иудеи, которые, как известно, не занимались охотой, к собакам не проявляли особой симпатии. В Ветхом Завете о собаках говорится как о низших существах, питающихся отбросами на дорогах. В Библии они упоминаются около сорока раз, почти всегда уничижительно.
На Востоке к собакам относились не лучше. Правда, существовали "карманные" собачки, которых держали как декоративных и носили в рукавах кимоно. Однако известно, что в III в. до н. э. собачье мясо считалось деликатесом и не сходило со столов аристократов. Эта традиция дошла и до наших дней.
Статуя египетского божества Анубиса, наполовину собаки, наполовину шакала, связанного с культом мертвых (Египетский национальный музей, Каир). Собаки нередко фигурируют в религии и мифологии различных народов