Поехал один крестьянин в город на ярмарку и взял с собой дочку. Вдруг выходит из
лесу на дорогу какая-то баба и стоит молчком. Глаза закрыты, а из них слезы льют ручьем.
А сама вся в белом с ног до головы.
— О чем ты, тетенька, плачешь — спросила девушка.
Отец дерг ее за руку: молчи, дескать! — да поздно.
Открыла белая баба глаза — а они как два раскаленных уголька, так и жгут!
— Отец, купи дочери материи на белое платье, — только и сказала она — и исчезла,
будто не было. Только ветер по лесу пошел.
Перекрестился крестьянин.
— Чего ты испугался, батюшка? — смеется дочка. — Наверное, замуж выйду, а венчаться пойду в белом платье — в точности как городские барышни. Непременно купи мне
белой материи, да самой что ни на есть дорогой.
Молчит отец, только слезы утирает. Он-то знал, что им явилась сама Белая баба, предвестник чьей-то неминучей смерти. Не на венчальное платье, знать, материю дочери покупать, а на саван... Но дочке ничего не сказал, ни слова.
Долог был базарный день, но ни единой минуты покоя не знал мужик. Глаз с дочки не
сводил, уж и не помнил, как расторговался. На душе тоска тоскучая! И ведь не знаешь, когда беда подкрадется, как от нее уберечься. Настал вечер, и вспомнил он, что где-то поблизости от рыночной площади живет старый знахарь.
Пришел к нему с дочерью, рассказал все как было, посулил хорошую плату.
— Не надо мне никаких денег, — сказал знахарь. — Я тебе так, задаром помогу, потому что много лет назад точно так же повстречал я Белую бабу и посулила она смерть моей
невесте. Красавица была — в точности твоя дочь. Тогда я не знал, как спастись, а теперь
знаю. Сильно ли ты дочку любишь? Не пожалеешь ли жизнь за нее отдать?
Побледнел мужик весь, но голос его звучал твердо:
— Одна она у нас с женой. Помрет — и мы помрем. На все готов, чтобы ее спасти!
— Тогда слушай, — говорит знахарь. — Ночь проведи в городе, а завтра с утра купи
самой красивой и дорогой белой ткани и поезжай той же дорогою. Как доедешь до места,
где бабу повстречал, возьми нож и начинай ткань в клочки кромсать. Ну а дальше... Богу
молись ради грехов твоих.
Так и сделал мужик — все в точности исполнил. Только начал посреди дороги белую
материю кромсать-резать, как явилась из лесу Белая баба и ну его бранить:
— Что ж ты делаешь, смертный? Разве не знаешь, зачем я велела тебе купить материю
на белое платье?
— То-то что знаю, — отважно отвечает мужик. — Ништо! Дочку мы и в домотканом
под венец сводим, ни к чему нам шелка-атласы всякие. Возьми их себе, белая бабища,
злобная ягища!
Смотрела-смотрела баба на лоскутья белые, наконец не выдержала — бросилась к мужику, выхватила белую материю, а потом исчезла — и больше никогда, никому на той дороге не являлась.
На другой год девица вышла замуж, но венчалась не в белом платье, а в крестьянском
наряде. И ничего, всю жизнь счастливо жила да батюшке спасибо сказывала.
Белая баба — злой дух судьбы, предсказательницу болезни
или самой смерти. Ведь белый цвет в исконном своем значении — цвет снега,
символизирующего смерть живой природы, цвет самой смерти.
В последние мгновения умирающий иногда
видит смерть в образе женщины, одетой во все
белое.
Белая баба — вестница судьбы; со свечкой в
руках она появляется перед путниками и предсказывает будущее. Не случайно, что смерть предрекает именно женщина: женщина дает
человеку жизнь, но может и отнять ее.
В некоторых сказаниях Белая баба не преследует человека и даже не заговаривает с ним,
а молча стоит поперек пути и льет горькие слезы.
Чтобы Белая баба не вошла в дом и не причинила несчастья, под крыльцом зарывали кобылью голову, вешали косу над воротами или
на верхнем косяке дверей, втыкали под матицей можжевеловую ветку, приколачивали к порогу подкову.