Не было ветру, вдруг навенуло,
Не было гостей — вдруг наехало:
Полон двор, полна горница;
Наступили на новые сени —
Обломили сени новые,
Раздавили чару золоту,
Упустили соловья из саду.
Восплакалась свет Марьюшка:
«Свет-то мои сени новые!
Свет-то моя чара золота!
Свет-то мой соловей из саду!
Кто ж меня рано будить станет?
Рано будить, поздно утешать?»
«Да я у тебя соловей на руке,
Я у тебя, Иван Васильевич!
Я тебя стану рано будить,
Я тебя стану поздно утешать!»
Издревле на Руси выбор жениха и невесты считался священнодействием,
предопределением богов. Поэтому и обращались в любовных заговорах к
повелителям земных и небесных стихий: «Встану я при свете месяца ясного,
до восхода солнышка красного, в чистом поле на запад хребтом, на восток
лицом, позрю-посмотрю на ясное небо. Как со ясна неба летит огненная
стрела, той стреле помолюсь-покорюсь и спрошу ее:
— Куда полетела, огненная стрела?
— В темные леса, во болота зыбучие, во сырое коренье.
— О ты, огненная стрела! Воротись и полетай, куда я тебя пошлю. Есть на святой Руси
красна девица Василиса. Полетай ей в ретивое
сердце, в черную печень, в горячую кровь, в
становую жилу, в сахарные уста, в ясные очи,
в черные брови, чтобы она тосковала-горевала
весь день — при солнце, на утренней заре, при
младом месяце, на ветре-холоде, на прибылых
днях и на избылых днях, отныне и довеку!»
Врачующиеся назывались сужеными, ибо
союз (от слова «узы» — они были скованы совместными цепями брака, символом которого
были обручальные кольца) их зависел от божьего суда. Но божий суд — это еще и испытание
огнем, водой и оружием при сомнительных,
спорных делах. Огонь, вода и оружие (боевые
стрелы) присутствовали и в брачном обряде.
Молодые, заключавшие любовный союз, должны
были трижды обойти на капище вокруг жертвенного огня. Отныне огонь любви должен был
гореть в их сердцах. Затем их обливали водою из
жертвенного родника: подобно тому как Отец-небо изливает на Мать Сыру Землю свои животворные струи. Особенную роль играли в брачном обряде стрелы. Не зря ведь в сказке «Царевна-лягушка» царь велит своим сыновьям
взять по стреле и пустить в разные концы света: где стрела упадет, там и невесту себе найдешь. Стрелою разделяли девичьи распущенные волосы, прежде чем заплести бабью косу.
Стрелы водружали в сеннике по углам над головою молодых в первую брачную ночь. На них
вешали собольи и куньи меха — как символ богатства. И стрелой же снимали поутру покров с
молодой, дабы удостовериться, что до свадьбы
она хранила целомудрие.
Свадьбы обычно начинались с 1 сентября,
а чаще справлялись с 1 октября. В христианские времена закончить их старались до 15/28
ноября, до начала Рождественского поста.
После Святок снова начинались свадебные
недели, но они прекращались на Масленицу,
Великий пост и Пасхальную неделю. Впрочем, Красная горка считалась исключением — ведь впереди май, когда жениться —
всю жизнь маяться, а потом страда — не до
свадеб...