Шел бык лесом — от зимы лета искать; навстречу ему баран.
Пошли вместе.
Повстречали свинью, потом гуся и петуха — всех с собой взяли. Идут, а лета никак не могут найти.
Предложил бык избу на зиму строить, но все отказались: нам-де и так тепло, тною ьн Тогда бык сам построил себе избушку и живет в ней.
Пришла зима, звери по одному сбежались к быку — погреться, да так и поселились все вместе: в тесноте, да не в обиде.
Петух отогрелся и даже начал песенки распевать. - Услышала это лиса, решила петушком полакомиться, да как его достать?
Позвала на подмогу медведя и волка: мне-де петух, а вам баран и бык. Привела их к избушке.
— Кум, — говорит, — отворяй двери, а я прошмыгну да петуха съем.
Медведь дверь отворил, а тут бык наготове. Приколол рогами лису — из нее и дух вон.
— Что она там застряла — с петухом не может управиться? — проворчал волк. —
А ну пусти, медведь, теперь я за своим бараном пойду.
Волк в дверь — и тоже попался быку на рога. Медведь ждал-ждал, обиделся: «Небось уже всех приели, мне не оставили!» И попер... прямо на бычьи да бараньи рога. Так его прижали, что насилу вырвался и пустился бежать без оглядки!
Мифы о животных были самыми древними — мифы тотемические,
то есть о связи первобытных людей с животными, потомками которых эти
люди себя считали. Главные герои этих мифов были наделены как чертами
человека, так и животного-предка, но в основном вели себя уже как люди.
Это выражается и в преданиях о браке человека с животным или птицей,
которые оборачиваются добрым молодцем или красной девицей, то есть с
оборотнями: Иван Быкович, Ивашка-Медведко, Лебедь Белая Авдотья Лиховидьевна
и т.д.
У южных славян существует поверье: давным-давно все животные были людьми, но впоследствии те из них, кто приносил ложные клятвы, оскорблял мать и отца, злодействовал, насильничал, были обращены в животных, рыб и птиц.
Любое животное видит все, слышит все и даже все предвидит; более того, оно знает и то, что чувствует человек. Этот божественный дар получен взамен дара речи. Впрочем, будучи лишены человечьей речи, животные разговаривают между собой. Рыбы, растения, даже камни когда-то были наделены речью, свободно общались друг с другом. Недаром же существуют пословицы: «И у горы есть глаза», «И стены имеют уши», «И камни говорят».