Жили-были мужик с бабой, а детей у них не было. Раз пошел мужик в лес,
видит — в болоте кобыла тонет. На счастье, у него с собой был топор
да веревка: нарубил он веток, намостил гать, накинул кобылице веревку
на шею и начал тянуть что было сил — лошадка и вылезла на твердую землю.
Хотел мужик ее к себе отвести, да она головой мотнула, веревку сбросила
и говорит человеческим голосом:
— Что спас меня, спасибо, но отслужу я не тебе, а младшему сыну твоему.
— Да нету у меня сыновей, ни младшего, ни старшего, — печально ответил
мужик.
— Сделай, что я скажу, — потом увидишь, что после будет, — ответила
кобылица и присоветовала, как поступить.
Воротясь домой, мужик обошел все дворы, собрал с каждого по яйцу (всего
сорок одно яйцо получилось) и посадил на них клушу. Прошло две недели,
и из тех яиц народилось сорок крепеньких, здоровых мальчиков, а один
не удался — хил да слаб. Стали счастливые родители детям имена давать
— всем дали, а последнему не досталось.
— Ну, — говорят, — зовись же ты Заморышек.
Росли дети не по дням, а по часам, и вот пошли как-то раз сено косить.
Поработали и спать легли, а наутро глядят — ни одного стога нету, только
клочья по земле валяются.
Накосили снова, назначили караульщиков, но тех в полночь сморил беспробудный
сон. Тогда Заморышек пошел к кузнецу и попросил сковать ему цепь в руку
толщиной да в три человеческих роста длиной. Взял Заморышек цепь и пошел
вора стеречь.
Вот полночь настала — загудела земля, закачались звезды в небесах,
всколыхалось сине море, и выскочила из него чудная кобылица. Подбежала
к стогам и ну сено поедать. Заморышек подкрался, накинул на нее цепь
и вскочил верхом. Стала она седока мыкать, по горам, по долам носить.
Нет, не в силах сбить! Остановилась и говорит:
— Значит, ты и есть стариков младший сын? Пришла пора отслужить тебе.
Подбежала к морю, гаркнула-свистнула — и явился на берег сорок один
жеребец — конь коня лучше. А кобылица обратно в море ушла.
Наутро привел Заморышек на отцов двор целый табун и говорит братьям:
— Ну вот, кони у нас есть, теперь поехали невест себе искать.
Благословили их отец с матерью, они и отправились. Долго по белу свету
ездили, но нигде столько невест не могли найти, чтобы сразу одну свадьбу
сыграть. И вот заехали аж за тридевять земель, прямиком к Бабе-Яге.
А та обрадовалась:
— Ну, наконец-то женихи приехали! У меня сорок одна дочь, уже в девках
засиделись.
Глянули братья — да так и ахнули, девки-то одна другой краше! Тут же
посватались, тут же и свадьбу сыграли. Пошли спать ложиться, и тут конь
Заморышка говорит ему человеческим голосом:
— Смотри, хозяин, как ляжете с женами спать, наденьте на них свою одежду,
а сами в их платья переоденьтесь. Скажите, мол, обычай у вас такой.
Да сам-то ночью не спи, в оба глаза гляди. Не то все пропадем!
Заморышек все братьям обсказал, те поступили по его воле. Ну, уснули
молодые, один Заморышек не спит, в оба глаза глядит. В самую полночь
Баба-Яга кричит зычным голосом:
Прибежали слуги и отрубили головы дочерям Бабы-Яги. Заморышек братьев
разбудил, вылезли они в окошко, вскочили верхами — и понеслись прочь
отсюда.
А Баба-Яга глянула утром — и увидала своих дочерей мертвыми. Схватила
она свое помело, забралась в ступу — и полетела по небу, клацая зубами:
кого поймает — всех до смерти заест!
И вот уже нагоняет братьев. Тогда конь Заморышка, который последним
скакал, топнул копытом — сделалось позади него море такое большое, что
глазом не объять. Летела Баба-Яга через море, летела, наконец устала
— да и назад вернулась. А добрые молодцы на своих волшебных конях воротились
домой, к отцу с матерью.
А. ПУШКИН.
КОНЬ
«Что ты ржешь, мой конь ретивый,
Что ты шею опустил,
Не потряхиваешь гривой,
Не грызешь своих удил?
Али я тебя не холю?
Али ешь овса не вволю?
Али сбруя не красна?
Аль поводья не шелковы,
He серебряны подковы,
Не злачены стремена?»
Отвечает конь печальный:
«Оттого я присмирел,
Что я слышу топот дальний,
Трубный звук и пенье стрел;
Оттого я ржу, что в поле
УЖ не долго мне гулять,
Проживать в красе и холе,
Светлой сбруей щеголять;
Что уж скоро враг суровый
Сбрую всю мою возьмет
И серебряны подковы
С легких ног моих сдерет;
Оттого мой дух и ноет,
Что наместо чепрака
Кожей он твоей покроет
Мне вспотевшие бока».
С древнейших времен конь считался другом и вещим
помощником человека. Он был одинаково детищем Белбога (стихии света)
и Чер-нобога (стихии мрака), причем доброму богу посвящался белый конь,
а злому — черный. Подобно этому и смена дня ночью представлялась воображению
язычников бегом-состязанием двух коней. «Обгонит белый конь — день на
дворе, вороная лошадка обскачет — ночь пришла!» — еще и теперь говорят
в народе. «Конь вороной через прясла глядит», — можно услышать перед
наступлением ночи.
Во всех славянских сказаниях темная сила представляется выезжающей
на черном коне, белая — на белом.
С разделением власти над миром и всеми явлениями его бытия белые кони
передаются в народном воображении богу-солнцу, богу-гро-мовнику (сначала
Перуну, потом Святовиду и, наконец, Светловиду-Ярмлс), черные же становятся
собственностью Стрибога и всех буйных ветров, Стрибожьих внуков.
Солнце, этот небесный конь, в продолжение дня обегающий небо из конца
в конец и отдыхающий ночью, чтобы снова появиться на своем вековечном
пути, представлялся язычнику еще и светлокудрым божеством, разъезжающим
на золотой колеснице, запряженной парою светоносно-белых огненно-пламенных
коней.
Подводит их ко дворцу Солнца дева Утренняя ларя, уводит дева Вечерняя
заря.
Можно найти и целый ряд сказаний, в которых представляются в образе
коня и месяц, и звезды, и ветры буйные, облетающие всю «подсолнечную
подселенную» от моря до моря. Даже и тучи, заслоняющие свет солнечный,
и быстролетные молнии являются иногда в том же воплощении. «У матушки
жеребец — всему миру не сдержать!» — говорит старинная загадка о ветре.
Громовой гул представлялся, по народным загадкам, ржанием небесных коней.
Русские сказки упоминают о конях-вихрях, о конях-облаках; и те и другие
наделяются крыльями.
Постепенно из возницы пресветлого светила и олицетворения стихий конь
превращается в неизменного спутника богатырей — этих ярких и образных
воплощений могущества святорусского. Трудно представить богатыря наших
былин без его доброго, верного, борзого (быстрого) коня — до того слились,
сроднились эти два образа. И уж тут цветистая народная речь не скупится
на эпитеты. Вспомним хотя бы описание богатырского скакуна, принадлежащего
Дюку Степановичу: «А и конь под ним — как лютый зверь, лютый зверь конь
— и бур, и космат. У коня грива на леву сторону до сырой земли. За реку
он броду не спрашивает: которая река целая верста пятисотная, он и ее
перескочит с берега на берег!»
Встречаются в былинном и сказочном народном слове рассказы о могучих
конях, выводимых богатырями из подземелий, где они стояли в течение
целых веков прикованными к скалам. Подбегают кони, провещающие голосом
человеческим, к сказочным царевичам и добрым молодцам на распутьях,
сами вызываются сослужить им службу верную. И впрямь верною можно назвать
эту службу: они не только увозят своего любимого хозяина от лютых ворогов,
а и сами их бьют-топчут; не только переносят героя на себе за леса и
горы, но и стерегут его сон, приводят его к источникам живой и мертвой
воды. В народе до сих пор еще ходят стародавние сказания о выбитых из
земли копытами богатырских коней ключах-родниках. Близ Мурома стояла
даже и часовня над одним из таких источников, происхождение коего связано
в народной памяти с первой богатырской поездкой Ильи Муромца.
В кругу славянских простонародных сказаний далеко не последнее место
принадлежит Коньку-Горбунку, обладающему силой перелетать во мгновение
ока со своим седоком в тридевятое царство, в тридесятое государство.
Появляется этот конек внезапно, отзываясь на клич: «Сивка-бурка, вещий
каурка, встань передо мной, как лист перед травой!» Влезает Иван-дурак
ему в одно ухо мужиком-вахлаком, вылезает из другого удалым добрым молодцем.
Чудеса творит — всему миру на диво! — хозяин такого Конька-Горбунка
добывает все, что ему ни вздумается: и Жар-птицу, и раскрасавицу Царь-девицу,
— и конь ему в том верный помощник и спаситель.
Поэтическое народное слово именует коня «крыльями человека». Ну а крестьянство
тоже умеет его оценить по заслугам: «Не пахарь, не столяр, не кузнец,
не плотник, а первый на селе работник!» — говорится про него.
Великое множество присловий, поговорок и всевозможных прибауток о коне
бытует в народе. Он является воплощением здоровой удали: «Ходит конь
конем!» — говорят о человеке бодром, статном. Вера и надежда на него
безгранична: «Счастье на коне, бессчастье под конем», «Конь не выдаст
— и смерть не возьмет!».
Множество всяких примет, связанных с этим удивительным существом, разгуливает
по Руси: ржет конь — к добру, топает — к дороге, втягивает ноздрями
воздух дорожный — дом близко, фыркает в пути — к доброй встрече (или
к дождю). Споткнется конь при выезде со двора — лучше воротиться назад,
чтобы не вышло какого-нибудь худа; распряжется дорогой — быть беде неминучей.
Хомут, снятый с потной лошади, является у баб-знахарок лечебным средством:
надеть его на болеющего лихорадкой человека — всю хворь как рукой снимет.
Вода из недопитого лошадью ведра тоже может облегчать разные болезни,
если умыться ею со словом наговорным. Конский череп страшен для нечистой
силы. Оттого-то прежде во многих деревнях можно было видеть черепа лошадей,
воткнутые на частокол вокруг дворов. Друг-слуга пахаря конь остается
верным ему даже и после своей смерти!