Вот однажды топили две соседки печи, вылетели из труб искры и встретились
в небесах над избами.
— Здравствуйте, сестрицы! — говорят одни искры другим. — Как там ваша
печка-матушка поживает?
— Плохо, — отвечают те, — дурная ей хозяйка досталась. Вьюшка сажей
забита, в трубе как свили по весне сороки гнезда, так до сих пор все
мусором засыпано. И никогда не покормит хозяйка печь свою бережно, с
уважением, знай норовит сырые дрова запихивать. Очень сердится печка-матушка.
Хочет завтра на пол огня уронить да поджечь избу, чтобы знали люди,
как с печью в мире жить.
И разлетелись искры в разные стороны.
А случилось так, что в эту пору домовой, кошкой скинувшись, сидел на
крылечке и слышал весь их разговор. Всполошился он, что дом пожгут,
самому-то куда податься? Известно, что пожар домовым — хуже смерти.
Люди хоть могут себе новую избу отстроить, а домовые воют на пепелищах,
плачут слезами и причитывают, а потом в пепел обращаются. «Не бывать
тому!» — думает. Шмыгнул он обратно в избу, лег под печку и стал караулить.
Вот после полуночи, когда люди уснули крепким сном, печка выбросила
из своего чрева несколько жарких угольков, которые угодили прямиком
на невыметенный мусор, и тот сразу занялся. А хозяева спят, горя не
знают. Тут как взвыл домовушка страшным голосом, как заревел! Мужик
с бабою подскочили — а в горнице дымно, у испода печи огонь пляшет.
Схватились за ведра с водой да мигом залили пламень.
— Все ты, баба, виновата, — говорит хозяин. — Мусор под печкой лежит,
дрова раскиданы, сажа клочьями. Негоже так с печуркою обращаться.
Неведомо, что дальше было, образумил ли муж жену, а может, и сама она
за ум взялась, только больше в доме пожаров не случалось. Знать, печка
была довольная своими хозяевами.
ЖАДНЫЙ ХОЗЯИН
Не поладили печники с одними хозяевами из-за расчета и вмазали в трубу
две пустые незаткнутые бутылки по самые горлышки. Стали говорить хозяева:
— Все бы хорошо, да кто-то свистит в трубе — страшно жить. УЖ не дух
ли нечистый поселился ?
Пригласили колдуна. Тот ворожил, ворожил — ничего не мог сделать! Позвали
других печников: — Поправить, — говорят, — можно, только дорого возьмем.
Взялись сделать, но вместо бутылок положили гусиных перьев, потому
что опять не получили должного расчета. Свист прекратился, но кто-то
стал охать да вздыхать. Домочадцы света белого невзвидели! Опять знахаря
позвали — никакого толку. Снова обратился хозяин к печникам, отдал уговорные
деньги на руки вперед, и все успокоилось.
Печь — центр крестьянской избы. Она дает тепло и
пищу, на ней спят, в ней моются и лечатся, в ней живет огонь, и неудивительно
поэтому, что с печью издавна были связаны как самые светлые, так и самые
темные мифологические представления.
Огонь, который горит в печи, воспринимался как живое существо. Это
— царство по преимуществу женское, ведь поддержание домашнего огня и
поддержание пищи — сугубо женские занятия. Рачительные хозяйки старались
содержать печь в чистоте и опрятности, блюли некоторые магические обряды.
Например, приведя в дом купленную корову, ее кормили в первый раз на
печной заслонке, чтобы подружить с домом, «подомлить». Для этого же
подводили к печи новорожденных телят. При зажигании нового огня в печи
приговаривали: «Царь-огонь, достанься, не табак курить — кашу варить».
Вынув хлеб из печи, туда бросали полено, чтобы хлеб не выводился, чтобы
не голодала печь. Полено клали туда и на ночь; ставили горшок с водой,
чтобы у печи и у огня было что есть и пить.
Покуда печется хлеб, садиться на печку нельзя, чтобы тесто не испортилось.
Вынув хлебы или чугуны, печь следовало закрыть заслонкой, иначе после
смерти у хозяйки рот будет раззявлен.
При наступлении грозы заслоняли трубу, чтобы черт или другая нечистая
сила не могли спрятаться в ней от разящего удара грома.
Вообще труба — это как раз то место, через которую обычная домашняя
печь связана с потусторонними силами. Через нее вылетают ведьмы, души
умерших, изгнанные знахарем болезни, а влетают огненный змей или черт.
18 февраля/3 марта следует печные трубы крепко-накрепко закрыть, даже
замазать глиной, а на загнетках покурить чертополохом. В этот день вылетают
из ада нечистые духи в виде птиц и пытаются пролезть в избы.
На Герасима-грачевника, (4/17 марта) выживают из домов поселившуюся
там кикимору, и в этом опять же помощница печь: надо комок верблюжьей
шерсти с ладаном подложить под шесток с присловьем: «Ах ты гой еси,
кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее, а не то задерут тебя
каменными прутьями, сожгут огнем-полымем, зальют черной смолою!»
Через печную трубу окликают пропавший в лесу скот в надежде, что он
воротится домой. Говорят, если так же окликнуть человека, ушедшего в
чужие края, то он воротится домой.
При смерти колдуна обязательно держали трубу открытой, чтобы его душе
легче было расстаться с телом.
Неудивительно, что люди, которые мастерили печи, — печники, считались
существами непростыми, возможно, даже знались с чертом. Вообще прославились
они злыми шутками, и притом на всю Святую Русь. Найдется ли на ее широком
раздолье хотя один такой счастливый город, в котором не указали бы на
заброшенный нежилой дом, покинутый и заколоченный наглухо? В таких запустелых
домах поселяются черти, по ночам возятся на чердаках и швыряют чем попало
и куда попало. Как только кто-нибудь поселится в таком доме, в первую
же ночь слышится голос: «А, окошко вставили, двери сделали!» — и поднимется
вслед за тем шум, а наутро оказывается, что все стекла в окнах и дверях
выбиты.
Один каменщик рассказывал: «Когда трубу кладем, так ртути в перышко
гусиное нальешь, плотный-то конец оставишь на воле, а другой замажешь.
Как затопят после того печку — она и застонет, а хозяева боятся: «Смотри-ка,
мол, каменщик какую штуку содеял».
Погрубее и попроще месть обсчитанных печников заключается в следующем:
один кирпич в трубе закладывали так, что печь начинает постоянно дымить,
а плотники засовывали в пазах между венцами во мху щепочки, которые
мешают плотной осадке. В этих местах всегда будет продувать и промерзать.
Точно так же иногда между концами бревен, в углу, кладут в коробочку
камни: не вынувши их, нельзя плотно проконопатить, а затем и избы натопить.
Под коньком на крыше тоже прилаживается из мести длинный ящичек без
передней стен ки, набитый берестой: благодаря ему в ветреную погоду
слышится такой плач и вой, вздохи и вскрики, что простодушные хозяева
предполагают тут что-либо одно из двух: либо завелись черти-дьяволы,
либо из старого дома ходит сжившийся с семьей доброжелатель-домовой
и подвывает: просится он в новый дом, напоминает о себе в тех случаях,
когда не почтили его зовом на новое житье, а обзавелись его соперником.
Всех этих острасток совершенно достаточно для того, чтобы новоселья
обязательно справлялись с таким же торжеством, как свадьбы: с посторонними
гостями и подарками, с приносом хлеба-соли и с самыми задушевными пожеланиями.