Когда боги сотворили людей, на земле царило вечное лето. Вся она была покрыта плодоносящими деревьями, но после того, как по воле Карачуна половина года стала принадлежать зиме, людям пришлось нелегко. Они начали замерзать и страдать от голода. Тогда боги поняли, что людей нужно согреть и научить готовить горячую пищу. Сварог, властитель небес, сотворил малютку-молнию, обратил ее соколом и дал имя Сварожич. Небесный стрелометатель Перун пустил малютку-молнию на землю. Сокол влетел в один из дворов и возжег куски дерева, лежавшие там. Это был не страшный огонь, а уютный, добрый, домашний, и люди не боялись его, а наслаждались его животворным теплом. Они брали этот огонь и возжигали его в своих холодных жилищах, строя в каждом маленькие храмы огня — домашние очаги.
ЧУЖОЕ КОЛЕСО
Зажгдись на чужом дворе два огня и стали между собой разговаривать.
— Ох, брат, погуляю я на этой неделе! — говорит один.
— А разве тебе плохо ?
— Чего хорошего: печь затапливают — ругаются, вечерние огни затепливают — опять бранятся.
— Ну, гуляй, если надумал, только колеса — того, что с моего двора к вам закатилось, не трогай. Мои хозяева хорошие: зажгут с молитвой и погасят с молитвой.
Не прошло недели, как один двор сгорел, а чужое колесо, которое валялось на том дворе, осталось целым.
По представлениям славян, один из сыновей Сварога олицетворял
земной огонь и звался Сварожичем. Об этом боге еще в XI веке писал немецкий
историк Дитмар в своих «Хрониках», где много внимания уделено балтийским
славянам:
«В земле редарей есть город по имени Риде-гост, треугольный, с тремя воротами, окруженный со всех сторон лесом, огромным и священным для жителей.
В двое ворот могли входить все, а третьи, что на восток, меньшие и никому не доступные, ведут к морю.
В городе нет ничего, кроме храма, искусно построенного из дерева... Стены его извне искусно украшены чудесною резьбой, представляющей образы богов и богинь. Внутри же стоят рукотворные боги, страшно одетые в шлемы и панцири; на каждом нарезано его имя.
Главный из них Сварожич; все язычники чтят его и поклоняются ему более прочих богов».
Далее рассказывается, что, когда городу угрожало какое-нибудь несчастье, из вод шумного моря показывался огромный белый сверкающий зверь и угрожающе скалил белые клыки.
Некоторые славянские племена почитали Сварожича еще и как бога войны и побед.
Сварожичу было посвящено особое празднество — именины овина, справляли их осенью.
Истопив овин, садились тут же за пиршественный стол, приносили жертву богу и вкушали подобающую еду в честь Сварожича-Овинника. Потом обмолачивали хлеб и мяли коноплю.
У западных славян, в частности у чехов и словаков, сохранилось почитание Рарога, чем-то напоминающего Сварожича. Это светозарный огненосный дух, связанный с древним поклонением огню, домашнему очагу, живущий в нем, обогревающий жилье. Согласно некоторым поверьям, Рарог может появиться на свет из яйца, которое девять дней и ночей человек должен высиживать на печи. Рарога представляли в виде хищной птицы или дракона, с искрящимися, пламенеющими перьями, вырывающимся из клюва пламенем — или просто в виде огненного вихря.
Сварожич во многом близок древнегреческому богу дыма и пламени Гефесту, мифическому кузнецу. Исследователи нашего языка утверждают, что дохристианским названием кузнеца было также слова «сварожич», то есть человек, связанный с огнем. Сам кузнец в мифах наделялся порою сверхъестественными свойствами. Стоит вспомнить хотя бы кузнеца Никиту Кожемяку, который мало что одолел Змея Горыныча, так еще запряг его в плуг и пропахал знаменитые Змиевы валы, после чего утопил в Черном море. Это могущество скорее божества, чем обыкновенного человека.