в начало раздела | на главную Служебная записка Главконцесскома в Совет Народных Комиссаров СССР 14 июля 1926 года Секретно
Постановлением Правительства 18/VI-25 года было поручено Госплану и ведомствам
(п. 6, лит. л) разработать конкретные, строго деловые планы концессий, с выделением
ряда важнейших объектов, представляющих для хозяйства СССР значительный интерес
и могущих заинтересовать иностранных капиталистов.
1) Основные положение для разработки концессионного плана в 5-ти экз.
Председатель Главконцесскома Л.Троцкий
Основные положения для разработки концессионного плана Для выработки концессионного плана необходимо наметить основные положения, определяющие как выбор объектов концессий, так и объем концессионного плана: вместе с тем должны быть намечены условия, устанавливающие взаимоотношения концессионеров с государством. I. Общий объем концессий
Опыт показывает, что концессионные предприятия мало поддаются нашему государственному
регулированию как в деле политики заготовок сырья и материалов, так и в области
экспорта и импорта, приобретающих особо существенное значение в моменты валютных
затруднений и т.д.
II. География концессионных объектов
В соответствии с общими задачами, поставленными правительством по постепенной
индустриализации районов, лишенных ныне промышленности, надлежит стремиться
к тому, чтобы концессионеров, которые до последнего времени устремлялись в основные
промышленные центры, направлять также и в непромышленные районы; причем следует
с особой благожелательностью относиться к тем концессионным предложениям, которые
имеют пионерские задачи, предоставляя таким концессионерам в надлежащих рамках
соответственные льготы.
III. Концессионные объекты и их увязка с перспективными планами развития народного хозяйства
1) Поскольку мы переходим от так называемого периода восстановления старых
основных капиталов нашего народного хозяйства к расширению и переоборудованию,
должен быть составлен перспективный план развития всех отраслей нашего хозяйства.
2) Относительная ограниченность наших материальных ресурсов требует, чтобы
для осуществления этих планов в известной степени (ограниченной) был привлечен
и иностранный капитал в целях ускорения развертывания промышленности и, в частности,
тяжелой индустрии на протяжении ближайших лет и индустриализации сельского хозяйства.
3) Включение концессий в систему планового хозяйства должно заключаться в выборе
объекта концессий в зависимости от удельного веса той или иной отрасли промышленности
и транспорта в народном хозяйстве, в зависимости [от] концессии и ее объема
в данной отрасли хозяйства.
4) Необходимость и очередность привлечения иностранного капитала в концессии,
в рамках общих задач расширения производства, определяются степенью технической
отсталости отдельных отраслей промышленности, нуждающихся в иностранном капитале
и в технике, в первую очередь.
Примечание:
Не исключается возможность привлечения иностранного капитала в отдельные предприятия,
даже в том случае, когда эти предприятия не включены в планы, утверждаемые для
ближайшего периода, поскольку наши 5-летние планы построены на основе минимума
развертывания хозяйства, определяемого ограниченностью наших ресурсов, капиталов
и кредитов, сырьевых ресурсов, импортных возможностей и т.д.
IV. Взаимоотношения концессионных предприятий с государством:
а) Наша система планового хозяйства требует включения концессионных предприятий
в орбиту государственного регулирования.
б) В отношении транспортных и коммунальных концессий регулирование тарифов и ставок государственными и коммунальными учреждениями общепринято. Поэтому в отношении таких концессий обеспечение государственного регулирования в самих договорах не может встретить сопротивления концессионеров.
в) Гораздо сложнее обстоит дело с вопросом регулирования цен на товары, производимые
концессионерами. Как правило, концессионеру в течение ближайших лет должно быть
предоставлено право свободной реализации продукции. В отношении тех товаров,
преимущественными потребителями коих являются государственные и кооперативные
учреждения, - регулирование цен может быть в случае надобности проведено путем
согласования выступлений государственных и кооперативных организаций-потребителей.
г) В случаях, когда конкуренция концессионера с госорганами на внешнем и внутреннем рынке нежелательна, можно предусмотреть вхождение концессионера в концессионные или иные соглашения с аналогичными государственными предприятиями. В необходимых случаях в договор вносится пункт о контроле органов НКТ над экспортными торговыми операциями концессионера за границей.
д) Особенно важное значение в наших условиях приобретают вопросы регулирования
наших валютных отношений с концессионерами.
1) В договорах предусмотреть подчинение концессионера общему валютному законодательству и ограничение свободного оборота инвалюты: а) запрещение расчетов в инвалюте внутри СССР и б) ограничение права вывоза валюты заграницу без разрешения органов власти. 2) Как правило, право вывоза валюты должно быть обязательно предоставлено концессионеру на сумму чистой прибыли (исключая отчисления от прибыли, подлежащие внесению в доход казны), причем прибыль может быть вывезена только по истечении двухмесячного срока со дня представления баланса соответствующими органами (по линии публичной отчетности - НКФ, по линии наблюдения соответствующему наркомату). 3) Погашение капитала, как правило, включается в общую сумму прибыли. 4) Суммы, образуемые в целях восстановления предприятия (аммортизация), вывозу не подлежат. Расходоваться этот капитал может только для целей восстановления предприятия. 5) По окончании срока действия концессии концессионер вправе вывезти все денежные средства, которые им будут получены при ликвидации оборотных средств, остающихся за концессионером, и суммы, уплачиваемые правительством в качестве непогашенной части инвестированного капитала в случаях и размерах, специально предусмотренных договором. 6) При досрочном выкупе концессионного предприятия концессионер имеет право вывезти все те суммы, которые ему причитаются, согласно оговоренного в договоре порядка выкупа. 7) Как правило, признать нежелательным сдачу концессий, работающих на импортном сырье. В тех случаях, когда по тем или иным соображениям выдача таких концессий будет признана желательной, необходимо установить, что ввоз импортного сырья и полуфабрикатов в размерах, предусмотренных твердо установленной производственной программой, обеспечивается в лицензионной порядке. В частности, допускается сдача концессий, работающих на иностранном сырье в тех случаях, когда по характеру концессионного предприятия потребное количество иностранного сырья и полуфабрикатов может быть компенсировано обязательством концессионера по вывозу изделий концессионного предприятия. Как правило, в таких случаях первичный завоз иностранного сырья производится без перевода валюты, дальнейший же перевод валюты производится в соответствии с произведенным экспортом. Примечание: Если концессионер впервые инвестирует капитал, ввоз оборудования, сырья и полуфабрикатов производится сверх импортного плана.
8) В тех случаях, когда это совместимо с характером концессии и с потребностями
внутреннего рынка, необходимо добиваться включения в концессионные договоры
определенной экспортной программы. Будучи приурочена к производственной программе,
она должна быть выражена в форме установления обязательного минимума вывозимой
концессионером части его продукции.
9) В виде крайней льготы Особым Валютным Совещанием концессионеру может быть предоставлено право иметь лимитную сумму для переводных операций заграницу, соответствующую действительным потребностям концессионера без особого на то каждый раз разрешения. V. О степени обеспечения рентабельности концессии
1. Основным условием привлечения иностранного капитала в концессионное дело
является достаточная рентабельность работы концессий. Включение в концессионные
договоры требований, несоразмерных с возможностями в концессионных предприятиях
в данный период хозяйственного развития, делает невозможным привлечение иностранных
капиталов в концессионное дело.
2. Обязательными являются все те платежи концессионера правительству, которые
являются обычными для однородных государственных предприятий как-то: налоги
- прямые и косвенные, сбор и пошлина и аренда в случае предоставления концессионеру
готового здания и оборудования. Исключением из этих обязательных платежей является
освобождение концессионера от пошлины за ввозимые для предприятия предметы оборудования,
поскольку мы заинтересованы в максимальном расширении производства почти всех
товаров и производства средств производства в СССР.
3. Одним из условий концессионных договоров может быть обязательство концессионера - уплачивать правительству известное долевой отчисление с валовой продукции. Вместе с тем, поскольку в ближайшие годы товарный голод еще будет ощущаться в стране, а следовательно цены у нас будут несколько выше мировых цен, желательно также включение в условия пункта договора об отчислениях с излишка получаемых прибылей сверх нормального процента. Шкала отчислений процентов со сверхприбылей должна быть подвижной и построена на основе обязательного сохранения стимула к рационализации и улучшению производства.
4. Основанием для взимания долевого отчисления являются: 1) пользование концессионером
естественными богатствами, которые ему предоставлены; 2) пользование концессионером
теми выгодами, которые ему предоставляются в силу покровительственной политики
правительства (монополия внешней торговли и таможенный пресс).
5. Если долевое отчисление играет роль лишь платы за естественные богатства,
то оно устанавливается на тех же экономических основаниях, что и для аналогичных
гос. предприятий, а именно устанавливается, исходя из предполагаемой выгодности
предприятия.
6. В общем и целом условия, которые мы ставим иностранному капиталу должны определяться как размером капитала, который будет вложен, а также и тем, в какой мере концессионное предприятие сможет содействовать улучшению нашей техники и приближению нашей промышленности к условиям мирового рынка как по линии качества продукции, так и цен. VI. Взаимоотношения концессионеров с банками
Увеличение удельного веса концессий в нашем хозяйстве требует четкой директивы
банкам о работе их с концессионерами. Запрещение государственным банкам работать
с концессионерами может привести к тому, что последние будут работать через
о-ва Взаимного Кредита и другие частные кредитные общества.
Председатель Главконцесскома Троцкий
ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 3. Д. 77. Л. 17-28. Подлинник. Подписи - автографы. Поделитесь этой записью или добавьте в закладки |