В марте 1993 года ушел из жизни Юрий Александрович Федосюк - москвовед, литературовед, журналист - хорошо известный всем, кто любит и знает Москву. Читатель всегда с нетерпением ждал выхода в свет его путеводителей: "Бульварное кольцо" (1972), "Лучи от Кремля" (1978), "Москва в кольце Садовых" (1982). С этими книгами мы бродили по московским улицам и переулкам и с неослабевающим интересом соотносили свои впечатления с удивительно содержательной и емкой информацией, которую автор давал буквально о каждом доме.
Теперь, когда книги Ю. А. Федосюка выдержали испытание временем, стало очевидно, что они открыли новый и очень важный этап в москвоведении - этап микроизучения Москвы, изучения истории каждого московского владения.
Юрий Александрович шел к этому сознательно и целеустремленно. "Вовсе не интересных домов, как и людей, нет. Есть здания более или менее интересные, но каждое заслуживает изучения", - считал он. За два десятка лет работы с московскими архивами, мемуарами, художественной литературой им был создан законченный цикл путеводителей по всему историческому центру Москвы.
А первая его книга о Москве могла бы появиться еще в 1958 году, когда он "открыл" для себя и работников ВОКСа знаменитый морозовский особняк на Воздвиженке. Но публиковать материалы о домах фабрикантов было тогда трудно, и книга вышла только через четверть века.
Дом этот стоит на одной из самых древних улиц, которую в XIV - XV веках называли Орбатом (Арбатом). И сегодня от него открывается вид на площадь Арбатских ворот, Старый и Новый Арбат, мир арбатских переулков. Мало кому удалось сказать об Арбате лучше, чем Ю. А. Федосюку:
"Само название этой древней улицы носит особый московский отпечаток и заставляет сильнее биться сердце коренного москвича. Если вы скажете: "Я живу на Арбате", уже не надо добавлять: "...в Москве".
Юрий Александрович был коренным москвичом и подлинным интеллигентом. В 1941 году, окончив филологический факультет Института философии, литературы и истории (ИФЛИ), он ушел в армию и закончил войну на Балтике в мае 1945 года, работал в послевоенные годы в ВОКСе, Совинформбюро, АПН, общался и дружил со многими интересными людьми, накапливал впечатления и знания. Первая книга Ю. А. Федосюка была посвящена любимому композитору - "Чайковский в родном городе" (1960); он впервые точно установил все московские адреса композитора - их почти 90, - из которых около двух десятков приходится на район Арбата и Пречистенки, где жили многие друзья Петра Ильича. Увы, книга, как говорил Юрий Александрович, стала синодиком жилищ композитора - почти все эти дома снесены. Сохранился, по счастью, старинный дом N53 на Арбате, где он останавливался у брата Анатолия спустя полстолетия после того, как здесь жил А. С. Пушкин, и это место "связует дорогие тени столь близких друг другу двух сыновей гармонии".
Книги Ю. А. Федосюка о Москве известны и за рубежом: в 1967 году в Вене и в 1989 году в Нью-Йорке издавались специально написанные им для иностранцев путеводители по нашей столице.
Юрий Александрович страстно любил русскую классическую литературу. Его книги о Москве, его "Заметки о пользе "медленночтения" ("Наука и жизнь", N 2 за 1985 г. и N II за 1986 г.), его последний труд "Что непонятно у классиков" - это, по существу, обширный интереснейший историко-литературный комментарий москвоведа. И одновременно труд талантливого литератора, ибо Юрий Александрович никогда не оставлял и этой своей профессии. Москвичи помнят его умное и образное слово по телевизионным передачам. И всем нам он оставил подарок - вышедший двумя изданиями (в 1972-м и 1981 г.) популярный этимологический словарь "Русские фамилии", где впервые раскрыл происхождение свыше 2500 фамилий. Многие арбатцы найдут в нем о себе немало интересного.
Юрий Александрович всегда занимался любимыми делами - русским языком и литературой, историей родного города и его обитателей. Необычайно доброжелательный к людям, глубоко эрудированный и очень скромный человек, он вызывал общие симпатии. С ним охотно делились воспоминаниями старые москвичи. И он сам часто выступал с мемуарами, в которых зримо вставал облик Москвы 20-х годов, предвоенных лет. Его радовал растущий интерес к истории столицы, и он мечтал о том, что Москва XXI века будет "не только возрожденной в своем неповторимом историческом облике, но и обогащенной новыми достижениями цивилизации и искусства". Любимыми строками Аполлона Майкова завершил Юрий Александрович свой автобиографический очерк москвоведа: "Жива Москва - сильна Россия, и Божий свет рассеет тьму".