Известно, что многие населенные пункты как в Подмосковье, так и в Других регионах получили свои названия по владельцам. Не является исключением и Зюзино. Судя по этому топониму, имение когда-то принадлежало тверским выходцам Зюзиным, занимавшим значительное положение при царском дворе в XVI-XVII вв. Примерно с 1584 г. им принадлежала и другая подмосковная - село Никольское, территория которого ныне находится в микрорайоне "Лебедь" на Ленинградском шоссе.
По-видимому, в начале XVII в. Зюзино было дано в поместное владение стрелецкому голове Федору Челюскину, а в 1618 г. оно перешло к боярину князю Алексею Юрьевичу Сицкому (ум. в 1644 г.) - начальнику приказа Казанского дворца. Известно, что при нем в 1627 г. в сельце "Скрябине, Скорятино, Зюзино тож" уже существовала деревянная усадьба - "двор помещиков боярский"1.
План усадьбы и села Зюзино. 1861 г.
Следующим хозяином этой местности был боярин Глеб Иванович Морозов (ум. в 1662 г.), женившийся на Феодосии Прокопиевне Соковниной, неутомимой проповеднице раскола, скончавшейся в ссылке в 1675 г. Он построил рядом с усадьбой деревянную церковь во имя Бориса и Глеба2. Это же наименование, ставшее одним из названий села -Борисоглебское, традиционно носили все последующие зюзинские храмы, вплоть до ныне существующего, отстроенного в стиле архитектуры московского (нарышкинского) барокко.
Трехверхая церковь поставлена на высокий подклет с первоначально открытой аркадой, над столбами которой расставлены колонны - единственный повторяющийся элемент внешнего декора храма. Сильно растесанные еще до начала XX в. окна лишены даже малейших признаков, указывающих на существование наличников. По-видимому, их никогда и не было. Над центральной частью здания находится широкий восьмерик, обрамленный своеобразными декоративными гребешками. Над ним устроено помещение "звона", то есть колокольни, увенчанное главой. До застройки окружающей территории многоэтажными домами отсюда открывался превосходный вид на окрестности на много километров.
Согласно последним данным, церковь была сооружена около 1715 г. Следовательно, ее строителем нужно считать ближнего боярина князя Бориса Ивановича Прозоровского (ок. 1654 - не позднее 1720 г.), которому в 1687 г. было пожаловано село Зюзино. Другие, известные по литературе, датировки здания - 1688 и 1704 гг. - в действительности относятся к более раннему деревянному храму, который не был разобран сразу же после сооружения каменного. Правда, служба в нем уже не велась. Не используемый и сильно обветшавший, он существовал еще в 1721 г., когда все имение, после кончины владельца, по указу Петра 1 было передано другому князю Прозоровскому - Александру Никитичу (1697 - 1752), впоследствии капитан-лейтенанту флота3.
Поскольку "звон" каменной церкви не был приспособлен для больших колоколов, специально для них в 1879 г. к правой части здания была пристроена невысокая колокольня, впоследствии соединенная с ним крытым переходом. Простая сама по себе - четыре кирпичных столба под четырехскатной же кровлей, увенчанной крестом, - она, воспроизводя Древние архитектурные формы, свойственные деревянным постройкам, интересна как редкий для Подмосковья тип. Колокольня была сооружена, по-видимому, на средства местного церковного старосты, купца 2-й гильдии Алексея Ивановича Василькова (1821 - 1900), по совместительству "непременного члена Общества для попечения о детях лиц, сосланных по судебным приговорам в Сибирь". В том году он приобрел Зюзино в собственность у тогдашних владельцев имения - дворян Балашовых4.
Позже около церкви был похоронен сын местного священника - молодой преподаватель Александровского 3-го военного училища Дмитрий Аникитич Рисов (1858 - 1889). Трогательной эпитафией ему, начертанной на каменном памятнике, стали строки пушкинского стихотворения "Брожу ли я вдоль улиц шумных", написанного в 1829 г.:
"И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть
И равнодушная природа красою вечною сиять"5.
Сам памятник не сохранился.
В конце июня 1908 г. интерьеры церкви обследовал архитектор Московской городской управы Иван Павлович Машков (1867 - 1945) -автор ряда известных построек, в том числе жилого дома "Сокол" на Кузнецком мосту (ныне д. 3). Он нашел, что центральный резной иконостас, современный зданию, очень хорошей работы, но иконы в нем более поздние, частично записанные, а качество стенной живописи вообще очень плохое. Заслушав его доклад о поездке в Зюзино, Комиссия по сохранению древних памятников Императорского Московского Археологического общества (И.П. Машков состоял ее ученым секретарем) постановила: разрешить перезолотить иконостас, исправить его иконы и заново расписать интерьер. Наблюдение за работами было поручено И.П. Машкову6. Ныне части этого иконостаса, в том числе царские врата и некоторые иконы, хранятся в фондах музея-заповедника "Коломенское".
В 1938 г. церковь была закрыта. Ее интерьеры существенно пострадали во время войны - местные жители разломали на топливо и унесли практически все деревянные детали, вплоть до оконных рам. Некоторое время здание никак не использовалось и не охранялось. С 1966 г. в нем находилась ювелирная мастерская, позже ее сменил архив. С 1989 г. церковь вновь стала действующей.
Зюзино оставалось в роду Прозоровских до 1780 г., когда было куплено Ириной Афанасьевной Князевой7, муж которой, Анисим Титович (1722 - 1792), был одним из первых отечественных генеалогов. Позже имение перешло к Бекетовым, известным, главным образом, по просветителю и издателю Платону Петровичу Бекетову (1761 - 1836) -первому председателю Императорского Общества истории и древностей российских, созданного в 1811 г. Зюзином владели сначала его мачеха Ирина Ивановна, урожденная Мясникова (1743 - 1823), вдова полковника, а затем его единокровный брат - действительный тайный советник и камергер Петр Петрович Бекетов (1775 - 1845). Кто-то из них, скорее всего последний, выстроил в усадьбе, слева и справа от господского дома, кирпичные двухэтажные флигеля, датируемые Обществом изучения русской усадьбы 1820-ми гг8 Один из флигелей исчез в середине 1920-х гг., другой сохранился до настоящего времени. (Современный адрес этого здания - Перекопская улица, 7, а домом N 9 является церковь.)
Уцелевший флигель, ныне используемый как дом причта, представляет собой Г-образную в плане постройку со скругленным центральным углом. Эта часть здания, декорированная спаренными колоннами на белокаменных цоколях, резко диссонирует по своей архитектуре с крыльями. Можно предположить, что изначально в плане она была круглой ротондой, подобной той, на основе которой был сооружен барский дом в соседнем имении Шаболово. По стилистическим признакам зюзинскую ротонду можно датировать концом XVIII -началом XIX в. По-видимому, в 1820-х гг. к ней были пристроены неказистые крылья, и образовавшееся здание стало флигелем. Для получения данных, подтверждающих или опровергающих эти предположения, необходимо провести натурное обследование постройки.
Петр Бекетов скончался холостым, не оставив прямых потомков, после чего имение неоднократно меняло хозяев, что, естественно, не могло не сказаться на сохранности усадьбы, перешедшей сначала к Балашовым, затем к А.И. Василькову и, наконец, к другому купцу - Дмитрию Андреевичу Романову (1849 - 1901), с 1897 г. состоявшему попечителем местного земского училища. Еще в 1885 г. он построил в Зюзине кирпичный завод9.
В середине XIX в. жилые усадебные постройки использовал Московский университет в качестве летней дачи для своих сотрудников. Немного позже старинный господский дом с двусветным центральным залом был разобран на материал для постройки окрестных дач. За ненадобностью были уничтожены и солнечные часы, составлявшие одну из достопримечательностей Зюзина. На их месте в парке было сооружено здание, в котором одно время жила историк Екатерина Васильевна Воздвиженская. В соавторстве с Н.В. Устряловым и бывшим гласным (депутатом) Московской городской думы И.И. Шаховским она написала книгу о некогда знаменитых подмосковных имениях фельдмаршала графа П.В. Румянцева-Задунайского: Троицком-Кайнарджи и Зенине10. Впоследствии Е.В. Воздвиженская работала в Отделе народного образования Моссовета и была активным членом комиссии "Старая Москва" - общественной организации, которая в 1909 - 1930 гг. объединяла специалистов, занимавшихся изучением памятников города и его окрестностей. Как и подавляющее большинство усадебных построек, ее дом не сохранился. Ныне лишь церковь и флигель напоминают о былом великолепии Зюзина.