В трех днях пути протекает превосходная река Москва, на которой расположен город, называемый Москвой, где живет русский великий князь Иоанн. Река проходит посередине города и имеет несколько мостов. Замок стоит на холме и (вместе с городом) со всех сторон окружен лесом.
Изобилие хлеба и мяса в этом месте можно представить себе по тому, как продают мясо: его дают не на вес, а просто на глаз, причем не менее четырех фунтов за один маркет. На один дукат получают 70 кур, а один гусь стоит 3 маркета.
Это столица, то есть место пребывания самого великого князя. Вокруг города большие леса, их вообще очень много в стране. Край чрезвычайно богат всякими хлебными злаками, когда я жил там, можно было получить более десяти наших стайев пшеницы за один дукат, а также соответственно и другого зерна. (Русские) продают огромное количество коровьего и свиного мяса; думаю, что за один маркет его можно получить более трех фунтов. Сотню кур отдают за дукат; за эту же цену - 40 уток, а гуси стоят по три маркета за каждого. Продают очень много зайцев, но другой дичи мало. Я полагаю, что (русские) не умеют ее ловить. Торгуют также разными видами дикой птицы в большом количестве. Вина в этих местах не делают, нет также никаких плодов, бывают лишь огурцы, лесные орехи, дикие яблоки.
К концу ноября обладатели коров и свиней бьют их и везут на продажу в город. Так цельными тушами их время от времени доставляют для сбыта на городской рынок, и чистое удовольствие смотреть на это огромное количество ободранных от шкур коров, которых поставили на ноги на льду реки. Таким образом, люди могут есть мясо более чем три месяца подряд. То же самое делают с рыбой, с курами и другим продовольствием.
На льду замерзшей реки устраивают конские бега и другие увеселения; случается, что при этом люди ломают себе шею.
Русские очень красивы, как мужчины, так и женщины, но вообще народ грубый. У них есть свой папа (митрополит) как глава церкви их толка; нашего же они не признают и считают, что мы вовсе погибшие люди.
СООБЩЕНИЕ О РОССИИ, ПРОДИКТОВАННОЕ В 1486 ГОДУ В КАНЦЕЛЯРИИ СФОРЦА МОСКОВСКИМ ПОСЛОМ ГЕОРГОМ ПЕРКАМОТОЙ. ЗАМЕТКА, СОДЕРЖАЩАЯ СВЕДЕНИЯ О ДЕЛАХ И ВЛАСТИТЕЛЕ РОССИИ
(Говорил он также), что одеваются зимой они обычно в лисьи меха, особенно в их белые горла, и что этих мехов у них великое количество. В средние сезоны они употребляют более легкие меха, летом же льняные ткани, из которых делают рубахи и другие одежды. Дворяне употребляют соболя и другие ценные меха, а в теплое время горностаев и спинки мехом наружу, а кожей меха к рубашке, что дает возможность сохранять свежесть. Шерстяные ткани, шелка, парчи и подобные материалы возят иностранцы, а именно - германцы и другие купцы, приезжающие из Венгрии, Греции и других отдаленных мест, но немцы начинают посещать их более других.
(Говорил он), что в этой стране имеется громадное количество скота крупного и мелкого, что есть в ней очень большие пастбища и в продаже много дешевого мяса, а также кур, и что есть большие реки и озера, производящие много хорошей рыбы, что у них есть громадное изобилие зерна, так что в ряде мест из-за излишнего количества его собраны удивительные и поражающие (своей величиной) запасы пшеницы и другого зерна, особенно в тех местностях, которые удалены от моря, так как там нет никого, кто мог бы взять его и отправить в другое место. Из напитков они употребляют пиво, сделанное чаще всего из ячменя, и мед с цветом хмеля, что дает хороший напиток, которым они часто напиваются допьяна.
ПИСЬМО АЛБЕРТА КАМПЕНЗЕ К ПАПЕ КЛИМЕНТУ VII О ДЕЛАХ МОСКОВИИ
Московия очень богата медом, который пчелы кладут на деревьях без всякого присмотра. Нередко в лесах попадаются целые рои сих полезных насекомых... Поселяне, которые держат домашних пчел близ своих жилищ и передают в виде наследства из рода в род, с трудом могут защищать их от нападения диких пчел. Вообразив это обилие меда и лесов, неудивительно, что все то количество воска и жидкой и твердой смолы, которые потребляются в Европе, равно как и драгоценные меха, привозятся к нам чрез Ливонию из московских владений.
Все многочисленные племена, подвластные москвитянам, за исключением казанских татар, веруют в единого Бога, признают Христа Спасителя и отличаются от нас только тем, что отвергают единство церкви. Существенная же разница между их вероисповеданием и нашим состоит в немногих догмах, которые, впрочем, сами по себе не слишком важны для спасения души и могут, по собственным словам апостолов, скорее быть терпимы, чем искореняемы жестокостью или поставляемы в грех людям, не совсем еще утвердившимся в вере. Во всем прочем они, кажется, лучше нас следуют учению Евангельскому.
Обмануть друг друга почитается у них ужасным, гнусным преступлением; прелюбодеяние, насилие и публичное распутство также весьма редки; противоестественные пороки совершенно неизвестны; а о клятвопреступлении и богохульстве вовсе не слышно.
Вообще они очень почитают Бога и святых Его и везде, где только встретят образ Распятия, немедленно падают ниц... В церквах не заметно ничего неблагопристойного или бесчинного, напротив, все, преклонив колена или простершись ниц, молятся с искренним усердием.
Отец мой и многие другие почтенные особы, проживавшие некоторое время в Московии, уверяли меня, что москвитяне были бы гораздо праведнее нас, если бы не препятствовал тому раскол наших церквей...
* Барбаро Иосафат (1413- 1494), венецианский купец и дипломат, был в России в 1436-1452 г.
** Контарини Амброджо, посол Венецианской республики при дворе персидского шаха Узун-Гасана. Был в России с 25 августа 1476 г. по 21 января 1477 г.
*** Перкамота Георг, грек, находившийся на службе у великого князя Ивана III, посол от московского князя к герцогу Миланскому Д. Галеаццо.
**** Кампензе Алберт (Альберт Пиггиус) не был сам в России, но составил свое письмо из сведений, сообщенных ему отцом и братом, которые долго жили в России и хорошо ознакомились с нравами, обычаями и языком русских.