Граф Александр Сергеевич Строганов, знаменитый меценат второй половины XVIII - начала XIX века, герой многих исторических романов и летописей, немало послужил славе России и, прежде всего в области просвещения и культуры. Блестяще образованный, жадный к знаниям, пренебрежительный к карьере и политическим интригам, Строганов подчинил свою, полную приключений, жизнь одной цели - собиранию и сбережению для будущих поколений произведений искусства. Его коллекция эстампов, камней, медалей и монет (60 000 экз.) не имела себе равных в России. В пору, когда многие русские вельможи собирали библиотеки и знали толк в книгах, библиотека Строганова, наполненная ценными рукописями, считалась в России лучшей. Сказочно богатый граф исколесил всю Европу: Вена, Женева, Турин, Милан, Верона, Болонья, Венеция, Рим, Париж... и всюду приобретения ценнейших полотен, легших в основу его коллекции. Часто бывая в Париже, Александр Сергеевич не пропускал ни одного художественного аукциона, многие из которых в те годы пользовались почти скандальной известностью. Таким образом, русский коллекционер приобрел шедевры из коллекций знаменитого герцога Шаузеля, легендарного Кроза, принца Конти, графа Важа. К 1793 году, когда граф напечатал свое описание коллекции, она состояла уже из 87 картин 55-ти мастеров: Дель Сарто, Бронзино, Джулио Романо Караччи, Гвидо Рени, Ван-Дейк, Лоррен, Лампи, Веласкес... Ныне, любуясь картинами старых мастеров, нам нелишне будет вспомнить, что этим счастьем мы обязаны не только искусствоведам, реставраторам и государству, поддерживающему музейное дело, но и тем русским аристократам, что, подобно Строганову, считали долгом содействовать своим богатством, положением, личными знаниями культурному развитию Отечества.
Постоянный собеседник Екатерины, Строганов пытался использовать августейшее расположение для осуществления идеи народного просвещения, настаивал на устройстве школ для крестьян. Будучи назначен директором Публичной библиотеки, организовал при ней общество для печатания книг и переводов. В 1800 году был избран президентом Императорской академии художеств и немало поддерживал ее собственными средствами. Однако не богатство и положение в обществе графа Строганова были решающими в избрании его президентом. Убедительнейшим аргументом явилась его долголетняя, неустанная забота о сплочении русских художественных сил. Во времена тотального офранцуживания русского общества граф не переставал приобретать картины и занимать их исполнением русских художников. Его дом посещали Левицкий, Иванов, Шебуев, Щукин, Мартос. Знаменитый Воронихин вышел из его дворовых людей и был обязан Строганову своим образованием и карьерой.
Граф А. С. Строганов, наш соотечественник, совершил воистину великий гражданский подвиг, плодами которого мы пользуемся до сих пор и о котором нам - советским людям - полагалось знать как можно меньше, еще лучше - ничего. Незадолго до своей трагической кончины Павел 1 поручил Строганову постройку Казанского собора в Петербурге. Формально строительство субсидировало царское правительство, фактически-граф А. С. Строганов. В осуществление грандиозной постройки граф вложил львиную долю своего состояния, все физические и духовные силы. Он начал с того, что к работам привлек исключительно русских художников и мастеров, во главе которых поставил Воронихина. Строительству Казанского собора граф отдал последние десять лет жизни. Он вникал во все детали постройки, взбирался на леса. Энтузиазм старика Строганова, его высокое бескорыстие, казалось, питали всех, кто был занят на строительстве - от главного архитектора до подмастерья.
15 сентября 1811 года Собор был освящен. В момент грандиозного праздника силы оставили старого графа. Подойдя к митрополиту под благословение, он произнес: "Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, с миром". Через 12 дней Строганова не стало. Графа похоронили в Казанском соборе. Эпитафией на его кончину могли бы служить строчки из письма Батюшкова о нем к Гнедичу: "Был русский вельможа, остряк, чудак, но все это было приправлено редкой вещью - добрым сердцем".
Имя А. С. Строганова связано и с Московской землей. Село Братцево некогда было подмосковным имением графа, где нашла приют знаменитая французская художница Луиза Виже-Лебрен, оставившая блестящую страницу в истории русского искусства. Художественно-промышленное училище, более известное как "Строгановка", было построено и учреждено одним из его потомков.