Осенью 1941 года ГКО принял решение об эвакуации на восток страны промышленных предприятий, учреждений и населения столицы. Масштабы проведенной работы были беспрецедентны. Не более, чем за 4 месяца удалось эвакуировать почти 500 крупнейших предприятий Москвы. Вместе с ними уехали со своими семьями тысячи квалифицированных рабочих, инженеров, техников. Всего из столицы эвакуировалось свыше 1,5 млн. человек. Мир не знал еще такого массового перебазирования чуть ли не целых отраслей промышленности с миллионами людей. Отправляли туда, где было более-менее родственное производство, где можно было быстро наладить выпуск своей продукции.
Огромная работа по эвакуации легла на плечи железнодорожников. Они почти ежесуточно отправляли из Москвы до 80 поездов. Пришлось даже срочно возвращать с фронтов машинистов и помощников, мобилизованных в горячке первых дней. За три месяца, например, на восток ушло 215 тыс. вагонов с оборудованием.
Но не только поездами шла эвакуация. Использовалась и авиация, и автотранспорт. Большую роль сыграл канал Москва - Волга. По нему шли баржи и суда с грузом из Москвы. По нему же в Москву было доставлено немалое количество дров для отопления столицы.
Как же происходила эвакуация предприятий Северо-Западного округа? Вот, например, как описывает эвакуацию Тушинского машиностроительнного завода главный конструктор самолетов "Як-1" А. Яковлев в своей книге "Рассказы авиаконструктора" (в сокращенном изложении):
"Наше конструкторское бюро и завод, выпускавший серийные самолеты-истребители "ЯК", было решено эвакуировать в Сибирь (в г.Омск). Погрузка в эшелоны оборудования и людей производилась в самый разгар вражеских налетов - в сентябре. В течение суток несколько раз объявлялись воздушные тревоги, грохотали зенитки, иногда разрывались вражеские бомбы. Но работа по отправке людей и оборудования ни на минуту не прекращалась. Мало того - завод, производя эвакуацию, одновременно продолжал выпускать самолеты. Каждый станок снимался в самый последний момент, только после того, как на нем были изготовлены детали для выпуска намеченного количества самолетов. Уже после того, как ушли многие эшелоны, цех сборки все еще продолжал выпускать самолеты, которые сдавались на заводском аэродроме прямо фронтовым летчикам. Машины заправляли бензином, и часто летчики вылетали сразу в бой. Первым летным испытанием самолета были схватки в воздухе с неприятелем.
Коллектив завода работал круглые сутки. Конструкторы вместе с рабочими и служащими участвовали в погрузке. Каждый мастер, рабочий, каждый консруктор старался захватить все необходимое для того, чтобы по прибытии на новое место можно было бы сразу развернуть производство.
В эти дни в Наркомате авиационной промышленности чувствовалось невероятное напряжение. Ведь на колесах были почти все основные авиационные заводы страны.
Я решил съездить посмотреть, как идет погрузка и отправка наших эшелонов. И вот машина мчится по Ленинграскому шоссе. Стадион "Динамо", Всехсвятское (Сокол), мост под каналом - и, наконец, сворачиваем на заводскую железнодорожную ветку. Здесь шумно, Снуют десятки грузовых машин, хлопочут сотни людей. По длине эшелона - деревянная эстакада. С одной стороны эстакады - вагоны, с другой - непрерывной цепочкой подходят машины со станками.
Очередной эшелон уже погружен, идут последние приготовления к отправке. Из вагонов-теплушек выглядывают рабочие, выходят и окружают меня. Все возбуждены, но нет уныния и печали.
- Заходите на новоселье, - приглашают в одну из теплушек, Двухъярусные нары застланы тюфяками, коврами, посередине - железная печка, столик, стулья, к потолку подвешена керосиновая лампа. С нар свешиваются головки любопытных, неунывающих ребят. Женщины уже что-то стряпают...
Через каждые 8 - 10. часов отправлялись от эстакады в Сибирь все новые и новые эшелоны по сорока вагонов и платформ в каждом, с людьми, станками и материалами. Великая сибирская магистраль была забита железнодорожными составами эвакуирующихся предприятий.
В Москве еще грузились эшелоны, а в Сибири (в Омске) уже готовились к приему людей и оборудования. Были составлены планы размещения цехов, подведены электроэнергия, сжатый воздух, пар, вода - все необходимое, чтобы немедленно начать работу. Важно было довести до минимума потерю времени и скорее возобновить выпуск самолетов, в которых фронт испытывал голод".