Сколько ни внушают, что "курица не птица"..., а наши женщины все рвутся в небо. Первая на околоземной орбите, первая в открытом космосе, первая в длительном полете и все из России. И все-таки у нас уже сотни космонавтов, а космонавток только три. Почему?
Мы говорим об этом со Светланой Евгеньевной Саввицкой, единственной из троицы, побывавшей а космосе дважды. Недавно американцы закупили у суверенной ныне Украины электронную пушку, которую намереваются испытать в очередном полете "Шаттла" в конце этого года. У ее создателей они спросили: 'Неужели правда, что леди-космонавт с такой пушкой работала в открытом космосе еще в 1984 году? А мы-то думали, что это советская пропаганда..."
- Трудно было попасть в отряд космонавтов?
- ...Я училась в ту пору (после полета Терешковой, - Сост.) в МАИ, на факультете самолетостроения. Дипломницей познакомилась с материалами закрытых проектов многоразовых кораблей типа "Бурана" и "Шаттла". И сразу решила: мне надо быть готовой к работе на них, а не просто к участию в женской тематике. Из парашютизма в спортивную авиацию взяли уже легче. Осваивала один за другим разные типы самолетов - вплоть до реактивных. Вошла в сборную страны, стала абсолютной чемпионкой мира.
Мне повезло: в систему ДОСААФ пришел Александр Покрыш-кин. Как-то говорит мне: "Я только что из Парижа, там такая пигалица рекорды делает на реактивных, а ты вон какая здоровая -давай на "МИГ-25", а?" Я не поверила своим ушам: с "МИГ-15" -и сразу такой скачок? "МИГ-25" - самолет, на базе которого сделан современнейший перехватчик "МИГ-31", - тогда освоили только испытатели, а армия лишь начинала брать на вооружение. Но без всяких шуток, с помощью Покрышкина и при поддержке генерального конструктора Белякова я попала в школу летчиков-испытателей. Правда, не слушателем, а как прикомандированная для рекордов. Не знала, допустят ли меня до общих экзаменов. Тоже говорили: "Не женское дело". Все равно упорно ходила на занятия. Получила диплом, побила мировые рекорды - сначала на "МИГ-21", затем и на "МИГ-25".
В 1977 году, уже летчиком-испытателем, нанесла первый визит в Институт космической медицины...
Спустя какое-то время женский набор объявили американцы на "Шаттл"...
Нашелся умный человек, действительно мыслящий по-государственному, - генеральный конструктор ракетно-космической системы НПО "Энергия" Валентин Петрович Глушко. Если бы не он, никогда бы у нас не быть снова женскому отряду...
- Почему же вы ушли из отряда? Пришло время уступить дорогу другим?
- Если бы! Я ведь оставалась зам. командира еще год назад. Держала форму, проходила медкомиссии до тех пор, пока не стало ясно, что программа "Буран", к которой я надеялась подключиться, умерла. Не нашлось ни одного государственного деятеля, который сказал бы, что она не нужна стране и официально подписал решение об ее закрытии. Испугались остаться крайними перед лицом истории, понимая, что рано или поздно она всегда и всем воздает по справедливости. Предпочли тихо уморить, не выделяя денег. А я помню, как еще в 1989 году, когда "Буран" совершил беспилотную автоматическую посадку, все американские газеты писали об этом взахлеб, как об огромном техническом достижении - им-то такая посадка не удалась. А наши газеты в это время открывали глаза народу на то, что лучше кусок колбасы, чем ракета.
С колбасой у нас сегодня нет проблем, только многие ее видят лишь на витринах. Хотя именно полеты в космос, ради которых действительно отрывал от себя каждый гражданин нашей страны, и могли бы сейчас всех накормить. Но наши власти, руководители отрасли распродают эти наработки почти задаром. За создание станции "Альфа" по заказу США нам заплатят по контракту около 450 миллионов долларов. А когда сами американцы пытались сделать аналогичную станцию "Фридом" в конце 60-х, расчет показал, что им она обойдется не менее чем в 10 миллиардов долларов. Проект был заморожен, потому что конгресс выделял только миллиард на "Шаттл". Неужели те, кто подписывал контракт, не могли потребовать хотя бы половину от тех десяти?
Может быть, экономия бюджета США им дороже, чем защита наших национальных интересов? Вся концепция нашего нынешнего сотрудничества с американцами направлена на то, чтобы в мире остался только один космодром - имени Кеннеди. Пока совместные экипажи летают на наших кораблях, а возвращаются на "Шаттлах", дальше планируется поочередное использование кораблей, затем -нашим отводится только роль спасателей. Командиры будут уже не наши, что означает потерю опыта, потерю школы - одной из немногих, сохраняющих мировой уровень. А если завтра американцы скажут: все, ребята, мы вас больше не повезем? Зачем им конкуренты? Ведь даже научными результатами той же "Альфы" они с нами делиться не собираются.
- На фоне этого вам не приходит все-таки мысль о "бесцельно" прожитых годах? Столько потрачено сил - и такой результат...
- Нет. Конъюнктурщики уйдут, а истинные ценности возродятся. Такова диалектика. Космонавтика и авиация созвучны русской душе. Надо только не дать убить тягу к небу у молодых.
- А кто покушается на нее?
- Взгляните на Тушинский аэродром Центрального аэроклуба. Он построен методом народной стройки, на 30 копеек взносов, которые платили ДОСААФ стар и млад. На эти же деньги с помощью государства куплены самолеты. Здесь летали Валерий Чкалов, Валентина Гризодубова и Полина Осипенко. Тысячи ребят, про которых говорили: "На ходу подметки рвут", уходили отсюда в сорок первом на войну.
А сейчас там что? На одной части - барахолка, сплошной Кавказ. На другом - так называемый "рынок". Приходит студент или студентка того же МАИ и говорит: "Хочу полетать на самолете". А им: "200 долларов". - "А прыгнуть на парашюте?" - "50 долларов"...
Но это же собственность общественной организации - Российского оборонно-спортивного общества, созданного на базе ДОСААФ! Есть закон о том, что ее нельзя приватизировать, и Указ президента о возвращении захваченного...
РОСТО и Федерация акиационного спорта, президентом которой я сейчас являюсь, подали в суд. Наши письма президенту, в правительства России и Москвы подписали 90 аэроклубов.
Черномырдин поддержал нас, но ничего не изменилось. А у нас даже для тренировки сборной России осталось всего 3 самолета, а "собственники" забрали 20. Часть уже втихую распродали, неизвестно где все почетные кубки, хранившиеся в клубе. Передача же шла без акта, без комиссии. Придет прокурор, спросит, где все, а ему скажут - у нас ничего и не было...
Беседовала Любовь ПЯТИЛЕТОВА. Интервью дается в сокращении. Газета 'Труд' от 21 июня 1995 года.
При Национальном аэроклубе России (Центральный аэроклуб СССР) постановлением СНК Союза ССР от 5.04.1936 г. №645 создана Авиационная Спортивная комиссия по регистрации авиационных рекордов.
За период ее работы зарегистрировано 3835 рекордов, 2664 из которых являются мировыми. По видам спорта: