Немного грустно задаваться этим вопросом, живя в таком "сверхгороде", как Москва... Правда, нам сравнительно повезло со средой обитания - как известно, на Москву дуют большей частью западные ветры, "сдувая" загрязненный воздух на восток. Но не стоит уж очень обольщаться. Округ наш хоть и не в худшем положении по сравнению с другими, но проблем экологических и у нас, увы, предостаточно.
Как же обстоят дела с окружающей средой у нас на северо-западе? Чем дышим? Что пьем? В чем плаваем? По чему ходим?
С этими вопросами корреспондент обратился к Маркину Анатолию Алексеевичу, заведующему отделом гигиены окружающей среды Центра Госсанэпиднадзора Северо-Западного округа. Анатолий Алексеевич согласился дать информацию по всем вопросам. Однако, так как охрана окружающей среды включает в себя три глобальные проблемы: охрана атмосферного воздуха, охрана водоемов, охрана почвы, то в сегодняшней публикации речь пойдет лишь об одной из них - о загрязнении атмосферного воздуха вредными выбросами автотранспорта, А выбросы-то эти уж точно ну очень вредные: диоксиды азота и серы, углеводороды, оксиды и диоксиды углерода, твердые выбросы, содержащие свинец и серу. Такой вот букет запахов получаем мы от автотранспорта. Но никуда от него не денешься, из жизни не исключишь и, как говорится, не выкинешь, а выход надо искать с другой стороны. Это, прежде всего мероприятия, направленные на снижение загрязнения воздуха, неустанный контроль соответствующих организаций за авто-предприятиям и, а еще... а еще, уважаемый читатель, наша с вами культура проживания (или выживания, если хотите) в больших городах. Но об этом позже Мероприятия же проводятся следующие. Отделом гигиены окружающей среды нашего округа были взяты под контроль 62 автопредприятия. Это около 8000 машин. Выявлено, что основными причинами поступления в атмосферу изрядного количества выхлопных газов являются:
1) использование некачественного топлива с низким октановым показателем;
2) отсутствие эффективных систем очистки выхлопных газов;
3) неудовлетворительные технико-тактические показатели двигателей.
И более конкретно - на автопредприятиях округа: автобазе АМН РФ, автокомбинате № 36 ДТП гражданской авиации, автобазе совета ОСТО, МСП "Совремстройматериалы" периодически отсутствовал ежедневный 5-процентный контроль автомашин, выходящих на линию. Проверки показали, что автобазы МКБ "Вымпел", 15-й автобусный парк, автобаза Роспотребсоюза нарушают санитарные правила и нормы "Охраны атмосферного воздуха".
К руководству последних были применены "меры административного воздействия", как значится в справке Центра Госсанэпиднад-зора, И в этой же справке с грустью читаем: "Находящиеся под контролем автотранспортные предприятия на 90 % обеспечены контрольно-измерительной аппаратурой, которая в недостаточной степени совершенна". И далее: "Практически не проводится лабораторный контроль за дымностью отработавших газов автотранспорта ввиду отсутствия приборов контроля". Вот такой заколдованный круг: "портим воздух по независящим от нас причинам"...
А так уж ли независящим? Хорошо, сложности с дорогостоящими приборами понять можно, Но ядовито-черно чадящие, с неотрегулированным двигателем "авто", которые "вычисляются" просто человеческим глазом? Как их можно выпускать на линию? А ведь хорошо отрегулированный двигатель уменьшает выброс вредных веществ в атмосферу в 3-5 раз!
И снова факты. Вместе с ГАИ и Москомприродой был осуществлен отбор и исследование атмосферного воздуха вдоль автомагистралей округа: проспект Жукова, пересечение Волоколамского шоссе и ул. Свободы, Неманский проезд.
Анализ лабораторных данных указывает на значительное загрязнение атмосферного воздуха окислами азота, окисью углерода, углеводородами. Всего было отобрано 286 проб. Не вдаваясь в подробности, отмечу: ПДК (предельно допустимая концентрация) по этим показателям превышена в среднем в 2 раза. "Утешу" дорогого читателя: по сравнению с другими округами это не так много. В Центральном округе, к примеру, уровень ПДК бывает превышен на некоторых улицах в 10-12 раз (!). Да, вот как мы теперь "утешаемся".
У нас же (из тех автомагистралей, на которых проводились исследования) наиболее загрязненное состояние отмечено на пересечении Волоколамского шоссе и ул. Свободы.
Это что касается автомагистралей. Но, увы, транспорт загрязняет нам воздух не только на них. К примеру, проверка показала, что в окружении автокомбината № 1 по проспекту Жукова ПДК по окислам азота, окиси углерода превышается в 1,3 раза. А около
станции технического обслуживания автомобилей № 8 по ул. Циолковского превышение ПДК составляет 1,5 раза (в 20% отобранных проб).
Вот так и живем. Судя по всему, нам еще долго придется ждать экологического благополучия. Считается, что только богатые и высокоразвитые страны могут позволить себе такую роскошь, - это дорого стоит. При нашем же экономическом положении вроде бы и не до жиру. Но, тем не менее, и у нас определенная работа ведется. Более того, принят Закон Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Кстати, хочется познакомить читателя с некоторыми выдержками, так как, думаю, не каждый читал этот документ, а в жизни может и пригодиться. Из ст. 5 "Права граждан РСФСР": "Граждане РСФСР при обращении на предприятия и в организации имеют право на получение от них в переделах их компетенции полных и достоверных сведений:
- о состоянии среды обитания и здоровья населения, эпидемиологической обстановке, действующих санитарных правилах;
- о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и их результатах;
- о качестве выпускаемых товаров народного потребления, в том числе пищевых продуктов и питьевой воды".
Уважаемый читатель понимает, куда я его склоняю? Да-да, к принципу: позаботься о себе сам. По-моему, этот принцип становится все более актуальным вообще и нашей проблеме, в частности. Зная свои права, мы можем сделать свою жизнь более сносной в экологическом отношении. Не сокрушаться надо, а цивилизованно действовать. Вот как высказался по этому поводу А. Яблоков (до недавнего времени советник Президента РФ по вопросам экологии и охраны здоровья): "Есть один рычаг, который отлично действует во многих странах и совсем не действует у нас. Это возмещение ущерба, нанесенного здоровью, конкретным предприятием. Конечно, трудно доказать, что именно это предприятие повинно, потому что мы, как правило, имеем дело с "компотом" загрязнений. Но в целом ряде случаев можно! И вот тогда я иду в суд - и на этом деятельность этого предприятия заканчивается. Потому что я ему вчиню такой иск, который его разорит. Да к тому же еще не я один. И сюда войдут расходы не только по лечению, но и затраты на смену квартиры, на переезд и так далее, и тому подобное. Такая практика существует во всех развитых странах..." (из интервью журналу "Знание - сила").
Помните о своих правах! И в заключение позволю себе напомнить: пожалуйста, не совершайте оздоровительные прогулки вдоль автомагистралей и вокруг автопредприятий. Помните, что выхлопные газы рассеиваются на расстоянии 10-15 метров от дороги. Гуляйте в парках, зонах отдыха, по возможности выбирайтесь за город.