О рачительном, бережливом характере московских князей свидетельствуют
их духовные грамоты - завещания. Перечислив города и сёла, распределённые
между наследниками, завещатели обычно давали скрупулёзный перечень драгоценностей,
просто дорогих вещей и даже стад.
Древнейшая духовная грамота относится ко временам Ивана Калиты. Этот
государь большого Московского княжества сообщает, что решил завещать своему
сыну Семёну "четыре золотые цепи, три золотых пояса, две золотые
чаши с жемчугом, золотое блюдо с жемчугом и драгоценными камнями... три
серебряных блюда". Из одежды тому же Семёну Ивановичу достались "красный
кожух жемчужный, шапка золотая". Некое "стад-це", подаренное
ему отцом при жизни, закрепляется за ним и по духовной грамоте. Таким
образом, сколько-нибудь значительное имущество (вплоть до "золотой
коробочки", "сердоликового пояса" и серебряной посуды)
князь со всем тщанием разделил между тремя сыновьями и женой "с меньшими
детьми". И конечно, значительную часть имущества он завещал Церкви.