Точная дата начала книгопечатания на Руси - 1 марта 1564 г. В этот день
увидел свет первенец московской государственной типографии -"Апостол",
над которым без малого год (с 19 апреля 1563 г.) трудились первопечатники
Иван Фёдоров (около 1510-1583) и Пётр Мсти-спавец (умер около 1580 г.).
Инициатором создания типографии выступал сам царь Иван IV, но ещё за десять
лет до начала печатания "Апостола" в Москве была основана "анонимная"
типография. Неизвестно, кто был её создателем, кто в ней работал и где
она располагалась. Несколько книг, которые она выпустила, не имеют выходных
данных. Несомненно одно- в этой типографии русские мастера только начинали
осваивать печатное дело, экспериментируя и приобретая необходимые навыки.
Поэтому качество "анонимных" изданий находилось на невысоком
уровне. И совсем иную картину являет собой "Апостол" 1564 г.:
его строгие пропорции, логичная продуманность построения книги, великолепное
художественное оформление - всё это выдаёт превосходного мастера, не просто
ремесленника, но человека большого таланта и незаурядного ума, замечательного
художника. Возможно,первоначально Иван Фёдоров работал в "анонимной"
типографии, но его "Апостол" стоит на неизмеримо более высоком
уровне полиграфического исполнения.
"Апостол" - церковная книга, часть Нового Завета, включающая
"Деяния святых апостолов" - повествование о деятельности апостолов
(учеников Христа) - и 21 апостольское послание. Замечательным в книге
Фёдорова является то, что она дополнена послесловием, в котором рассказано
об истории создания государственной типографии, задачах и целях книгопечатания
на Руси. Автор послесловия, несомненно, был хорошим литератором -весь
текст выдержан в безупречном художественном стиле. Не исключено, что писал
его сам Иван Фёдоров.
В издании "Апостола" Фёдоров проявил себя и как прекрасный
гравёр - всё орнаментальное оформление книги принадлежит резцу самого
первопечатника. Великолепие 48 заставок, 22 инициалов (буквиц), 24 арок
вязи придают всему изданию гармоничную изысканность и совершенство. Впоследствии
этот орнаментальный стиль (позже названный старопечатным) получил широкое
распространение и в рукописных, и в печатных книгах. В самом начале "Апостола"
помещена гравюра с изображением евангелиста Луки. Предполагаемый тираж
книги составил 2 тыс. экземпляров, до наших дней дошло более 60 экземпляров.
Иван Фёдоров и Пётр Мстисла-вец недолго работали в Москве. Вскоре они
перебрались в Литовскую Русь (ныне это территория современных Украины
и Белоруссии). Там сначала вместе, а затем врозь мастера продолжили свой
нелёгкий и благородный типографский труд.