На юго-западе Москвы расположен Новодевичий монастырь, основанный в 1524
г. как памятник в честь освобождения Смоленска от поляков. Его строительство
овеяно многими летописйыми сказаниями. В 1398 г Софья Витовтовна, супруга
великого князя Василия Дмитриевича, отправилась в Смоленск на свидание
со своим отцом. Литовский князь Витовт преподнёс дочери поистине царский
подарок - икону Смоленской Богоматери Одигитрии (X в.). В 1046 г. эту
икону привезла из Греции царевна Анна Мономах, ставшая женой черниговского
князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. Софья увезла святыню в Москву.
В середине следующего века смоляне обратились через польского короля
к московскому князю с просьбой вернуть чудотворный образ. В 1456 г. москвичи
с молебнами провожали икону в обратный путь до Саввина монастыря. С тех
пор крестный ход повторялся ежегодно. В 1514 г. великий князь Василий
Иванович присоединил Смоленск к своей державе, и было решено на месте
ежегодного крестного хода возвести монастырь. Его назвали Новым девичьим
в отличие от Стародевичьего в Кремле. Первую деревянную церковь заложили
у переправы, где Василий III возвращался по льду из похода, везя с собой
образы Смоленской Богоматери и Спаса Смоленского (отсюда второе название
монастыря - Богородице-Смоленский).
В 1524-1525 гг. здесь по образцу Успенского собора в Кремле был сооружён
огромный пятиглавый собор иконы Смоленской Богоматери. Внутри он был расписан
фресками, которые ярусами, словно ковёр, "устилают" его стены.
Все преемники Василия III наделяли монастырь землями и делали в него богатые
вклады. После смерти царя Фёдора Ивановича его вдова Ирина Фёдоровна постриглась
в Новодевичьем в монахини под именем инокини Александры. Вместе с ней
в обитель удалился её брат Борис Годунов. Он оставался здесь вплоть до
избрания на царство, принимал народные ходы с просьбой взойти на престол
и по обычаю трижды отказывался от предлагаемой чести.
В Смутное время монастырь несколько раз переходил из рук в руки, был
разорён и сожжён поляками. Цари из династии Романовых вновь восстановили
обитель и сделали её местом постоянного царского богомолья. Показывая
монастырь патриарху Антиохийскому Макарию и его сыну дьякону Павлу Алеппскому,
патриарх Никон говорил, что Новодевичьему принадлежит около 14 тыс. крестьян.
"Все монахини, которые в него поступают, - писал Павел Алеппский,
- княгини, жёны государственных сановников, вдовы и дочери их, являются
со своим богатством и всем имуществом: драгоценностями, золотом и камнями-и
жертвуют их на монастырь".
Здания, прославившие обитель, были возведены в 80-х гг. XVII в. по приказу
и на средства царевны Софьи. Именно тогда появились трапезная, три церкви
- Успенская, Преображенская и Покровская, а также колокольня. Башни монастырских
стен были украшены ажурными коронами. Софья возвела два жилых корпуса
для своих сестёр - царевен Марии и Екатерины. Все постройки были объединены
стилем московского барокко.
Во время Стрелецких бунтов, в здании приказа, заведовавшего монастырскими
вотчинами, допрашивали пленных стрельцов, а на стенах обители вывешивали
тела убитых. Особенно много их раскачивалось на ветру перед окнами кельи
царевны Софьи, заключённой сюда в 1689 г. и почти через десять лет постриженной
в монахини. Здесь же окончила свои дни первая жена царя Петра I Евдокия
Лопухина, принявшая иночество одновременно с Софьей в 1698 г.
Пётр I пожелал устроить в Новодевичьем мастерскую по изготовлению кружев
и выписал несколько монахинь из Голландии, из брабантских монастырей.
Они обучали 250 девиц. Царь был крайне низкого мнения о нравах лучшей
женской обители страны и в 1720 г. издал указ, предписывавший держать
ворота постоянно закрытыми, под охраной пожилых караульных солдат и не
пускать туда мужчин ни под каким предлогом,
В 1812 г. в монастыре, занятом французскими войсками, по приказу Наполеона
устроили батарею. Император проехал верхом на лошади по всем помещениям,
которые показались ему интересными, велел солдатам взорвать небольшой
храм Иоанна Предтечи, напомнивший ему о вражде с Орденом мальтийских рыцарей
Иоанна Иерусалимского, и покинул монастырь. После ухода французов оставшаяся
в обители казначейша Сарра увидела'под собором шесть ящиков и шесть бочонков
пороха с уже тлеющими фитилями. Монахиня потушила фитили, залила порох
водой и осталась дожидаться казаков в,обществе брошенных Наполеоном французских
раненых.
На кладбище Новодевичьего монастыря похоронены поэт Д. В. Давыдов, писатели
М. Н. Загоскин, И. И. Лажечников, А. П. Чехов, историки М. П. Погодин,
С. М. Соловьёв, А. С. Уваров. Здесь же, среди могил, часто молились, а
иногда и жили, выкопав пещеры в пригорках, московские юродивые.
В 1922 г. монастырь закрыли. В нём устроили Музей раскрепощения женщины,
который потом превратился в Историко-бытовой и художественный. Однако
вскоре экспозицию значительно потеснили жилые квартиры, в трапезной расположился
гимнастический зал, в кельях ясли и прачечные. Лишь в конце 60-х гг. монастырь
покинули последние жильцы. Начались восстановительные работы, которые
к концу 90-х гг. дали серьёзные результаты. Ныне в Лопухинском корпусе
находится резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского.