Столица России является не только культурным, экономическим и политическим
центром. Став много веков назад главным религиозным центром страны, Москва
продолжает оставаться им до сих пор. Сегодня тут расположены кафедральный
(главный) собор Русской православной церкви - храм Христа Спасителя (с
2000 г.) и резиденция её главы - Патриарха Московского и Всея Руси. Здесь
же находятся Историческая и Соборная мечети, а также Московская хоральная
синагога. Представлены в столице и другие вероисповедания - протестантизм
(протестантство), католичество, буддизм...
"МОСКВА - ТРЕТИЙ РИМ". Митрополит Киевский и всея Руси Пётр
в 1325г. перенёс свою резиденцию из Владимира в окрепшую Москву. Это событие
сыграло важную роль в развитии города и Московского княжества. Став официальным
центром православия на Руси, Москва превратилась в могущественное княжество,
собирательницу земель русских (см. статью "Молодость Москвы").
Население раздробленных княжеств в основном было православным и видело
в Москве своего духовного лидера. Правда, с момента Крещения Руси в конце
X в. Русская церковь была лишь составной частью Византийской церкви и
подчинялась патриарху Константинопольскому. Прошло пять веков, и в 1448
г. Русская православная церковь стала самостоятельной - Собор русских
епископов избрал первосвященником Иону. После его смерти в 1461 г. новым
митрополитом стал Феодосии, который впервые принял титул митрополита Московского
и Всея Руси. В 1492 г. митрополит Зосима выдвинул теорию "Москва
- третий Рим", ставшую позже очень популярной. Первой столицей христианства
был Рим, говорили приверженцы теории, однако он пал под ударами варваров.
Второй столицей христианства стал православный Константинополь (Царь-град)
- столица Византии. Но и он не устоял под натиском мусульман. И теперь
во всём мире остался лишь один православный центр - Москва.
В 1589 г. на Руси было учреждено патриаршество и митрополит Московский
Иов стал первым русским патриархом.
Превратившись в духовный центр Руси, Москва украсилась многочисленными
храмами и монастырями. Главный собор страны - Успенский в Московском Кремле
-возведён в 1475-1479 гг. Аристотелем фиораванти. Он стал усыпальницей
первосвященников. До сих пор здесь можно видеть надгробные плиты первых
русских митрополитов и патриархов Московских. В этом соборе происходили
главные в стране богослужения. Именно а Успенском соборе венчались на
царство все русские цари, начиная с Ивана IV.
К северу от Успенского собора в начале XIV в. стали возводить усадьбу
митрополитов Московских и Всея Руси. На протяжении целого столетия достраивались
многочисленные монастырские и хозяйственные здания. Так возник Патриарший
дом. Он постоянно рос, вбирая в себя всё новые и новые постройки. (С 1721
г. Патриарший дом назывался Синодальным домом.) После Октябрьского переворота
новая власть выдворила Церковь из Кремля, и сейчас в Патриарших палатах
располагается Выставка прикладного искусства и быта XVII в.
В 1721 г. Пётр I ликвидировал патриаршество и всё руководство Церковью
передал специально созданному новому органу - Священному синоду. И хотя
православная церковь стала управляться из Северной столицы, а позже главным
собором империи стал Исаакиевский в Санкт-Петербурге, Москва по-прежнему
оставалась столицей православия. Вступая на престол, каждый император
или императрица приезжали в Москву, чтобы Церковь освятила их власть.
В Успенском соборе, как и раньше, проходили торжественные коронации.
В 1742 г. была основана Московская епархия (тогда она называлась Московской
и Владимирской). Её возглавлял епископ, получивший в 1818г. высокий сан
митрополита. Когда в 1918 г. в России было восстановлено патриаршество,
епархию возглавил сам Патриарх Московский и Всея Руси. От имени патриарха
Московской епархией стал управлять его наместник - митрополит Крутицкий
и Коломенский. В конце XX столетия на территории епархии действовало почти
250 приходских храмов, пять мужских и два женских монастыря с 34 храмами.
Когда власть оказалась в руках большевиков, на Церковь, и не только православную,
обрушились репрессии. Многие тысячи священников были расстреляны или отправлены
в лагеря. Сотни церквей, в том числе величественный храм Христа Спасителя,
были безжалостно взорваны. В середине 30-х гг. XX в. патриаршим (главным)
собором Русской православной церкви стал Богоявленский собор в Елохове,
где хранилась чудотворная икона Казанской Божьей Матери и где проводил
богослужения сам патриарх.
После того как в конце 80-х гг. коммунистическая партия потеряла власть,
в обществе произошёл всплеск интереса к религии. Государство стало более
внимательно относиться к нуждам Церкви. Ей были переданы многие ранее
закрытые храмы.
Одним из первых в 1983 г. Русской православной церкви был возвращён Свято-Данилов
монастырь на правом берегу Москвы-реки. Он стал духовно-административным
центром Московской патриархии и резиденцией патриарха. В 2000 г. открылся
воссозданный храм Христа Спасителя.
НЕПРАВОСЛАВНЫЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ. Подавляющее большинство верующих Москвы
составляют православные. Однако довольно значительное число москвичей
исповедуют другие религии.
Распространение иудаизма в России началось после присоединения к ней
белорусских и литовских земель в конце XVIII в. Иудеям было запрещено
селиться в Москве; исключение составляли купцы, их служащие, ремесленники,
аптекари и люди с высшим образованием. Постепенно число иудеев в Москве
росло. В 1883 г. здесь на средства богатейшего банкира и промышленника
Льва Соломоновича Полякова была открыта молельня на 1,9 тыс. мест. Раз
в три года молитвенное общество избирало раввина. В 1906-1911 гг в Большом
Спасоглинищевском переулке архитектор Р. И. Клейн построил Московскую
хоральную синагогу. Тем не менее до 1917 г. Москва не была центром иудаизма
в России; она уступала первые места Варшаве, Киеву, Гомелю и некоторым
другим городам. А потом на долгие годы Хоральная синагога стала центром
российских иудеев.
В конце 1812 г. в знак признательности за подвиги Татарского полка в
Отечественной войне благодарные москвичи подарили татарской общине участок
земли в районе нынешней Большой Татарской улицы. Через четыре года здесь
была построена Историческая (суннитская) мечеть. В 1937 г. её закрыли,
а через 30 лет снесли минарет. Лишь в 1993 г. в мечети возобновились богослужения.
Число мусульман в Москве постоянно растёт, и к 2000 г. оно достигло 800
тыс. человек. Сегодня в столице действует Высший координационный духовный
центр мусульман России.
Издревле в Москве селились католики и протестанты (см. статью "Кто
живёт в Москве"), И сегодня в Старосадском переулке можно видеть
лютеранскую церковь Святых апостолов Петра и Павла, построенную в 1903-1913
гг. архитектором В. А. Косовым (по проекту архитектора В. Ф. Валькота).
В 1991 г. после долгого перерыва церковь смогла принять прихожан.
В 90-х гг. XX в. в Москве стали заниматься активной проповеднической
деятельностью последователи различных восточных религиозных учений. Сегодня
в столице действуют как сторонники традиционного буддизма (например. Центр
Ламы Цзонкавы), так и даосизма. Большинство духовных центров состоит из
последователей, объединившихся вокруг учения своего гуру (санскр. "учитель",
"наставник"), чаще всего живущего в Индии или другой восточной
стране. Одна из самых крупных подобных организаций -Общество сознания
Кришны (вайш-навы).
Современная религиозная Москва чрезвычайно разнообразна. Несмотря на
то что подавляющее число москвичей причисляют себя к православным, количество
церквей, религиозных течений и духовных центров чрезвычайно велико. В
столице действуют Свидетели Иеговы, мормоны (Церковь Иисуса Христа святых
последних дней), евангельские христиане-баптисты, Евразийский союз христиан
веры евангельской, сайентологи (последователи Л. Рона Хаббарда)...