Наиболее известным архитектором, работавшим в Москве в стиле модерн,
был Фёдор Осипович Шех-тель (1859-1926), уроженец Саратова. Он всегда
придавал важное значение не только внешнему облику здания, но и внутренней
отделке. Примером особого внимания Фёдора Осиповича к оформлению интерьера
может служить убранство особняка В. Е. Морозова (в Подсосенском переулке).
Здесь использованы египетские и готические мотивы. Шехтель органично вписал
в интерьер живописные панно М. А. Врубеля на темы "Фауста" (1896
г.); они парят над зрителем, создавая романтическую, приподнятую атмосферу.
Гостиная оформлена в стиле модерн.
Самое известное из сооружений Шехтеля - особняк банкира С. П. Рябушинского
на Малой Никитской улице (впоследствии дом М. Горького). Архитектор умело
сочетал внешне простые геометрические формы здания с причудливым мозаичным
фризом, украшающим фасад. Оконные переплёты в виде вьющихся растений,
решётка балкона и ограда участка в форме спирали заставляют вспомнить
о катящихся морских волнах. Морская тема продолжена в оформлении главной
лестницы особняка. Мраморные "морские волны" перил имитируют
свободно льющуюся воду. На гребне волны укреплён светильник-медуза. И
хотя интерьеры комнат не повторяют друг друга, общее ощущение текучести,
изменчивой пластичности мира Шехтель сохранил в отделке всех помещений
особняка.
В 1902 г. архитектор руководил перестройкой фасада Московского художественного
театра. Над правым входом Шехтель разместил горельеф "Пловец"
(другие названия "Волна" и "Море житейское") работы
скульптора А. С. Голубкиной. Предполагалось сделать его символом театра.
Позже зодчий полностью переделал интерьеры фойе и зрительного зала. Именно
тогда он создал и известный занавес с изображением чайки -эмблемы Московского
художественного театра.
В некоторых произведениях Шехтель стремился сочетать модерн с национальными
мотивами. Перестраивая Ярославский вокзал в неорусском стиле (1902-1904
гг.), архитектор сумел воплотить в камне свой собственный образ Русского
Севера. Асимметричная планировка здания, вычурность его оформления пробуждают
в памяти народные сказки о волшебных городах.
Позднее стиль сооружений Шехтеля становится всё суше, предвещая наступление
эпохи конструктивизма.