Выдающийся русский архитектор Алексей Викторович Щусев (1873-1949) относится
к тем мастерам искусства, творчество которых невозможно уместить в рамки
одного направления. Какой бы стиль ни господствовал в архитектуре, Щусев
создавал сооружения, учитывавшие веяния эпохи и в то же время остававшиеся
глубоко оригинальными, чисто щусевскими.
Будущий архитектор родился в городе Кишинёве. В 1897 г. он с золотой
медалью окончил Академию художеств. Молодому человеку предложили поехать
за границу, чтобы ознакомиться с лучшими творениями европейских зодчих,
но вместо этого он отправился в археологическую экспедицию по Средней
Азии. Во время этого путешествия у Щусева проявился особый интерес к древним
религиозным сооружениям. Позже (в начале XX в.) он выполнит несколько
проектов церквей и часовен, например храмы Марфо-Мариинской обители в
Москве. Архитектор занимался и реставрацией храма Святого Василия в Овруче,
возведённого в XII столетии.
Первым значительным успехом Щусева стало строительство современного здания
Рязанского (ныне Казанский) вокзала в Москве (1914-1926 гг.). Под воздействием
стиля модерн архитектор придал зданию особую романтичность, представив
его как сказочные хоромы или целый былинный городок. Главная башня вокзала
воспроизводит очертания башни царицы Сююмбеки в Казанском кремле. Таким
образом Щусев подчеркнул назначение вокзала как "восточных"
ворот Москвы и признал существенную роль азиатских мотивов в русском зодчестве.
В советскую эпоху архитектору поручили разработать проект Мавзолея В.
И. Ленина. Позднее он проектировал общественные здания, жилые дома, Большой
Москворецкий мост и станцию "Комсомольская-кольцевая" московского
метро. Авторитет Щусева в 30-х гг. был настолько велик, что ему даже поручали
"исправлять" почти готовые сооружения. Например, он был вынужден
переделывать гостиницу "Москва" на Манежной площади. Авторы
первоначального проекта - Л. И. Савельев и О. А. Crap-пан - выстроили
здание в конструктивистском стиле, который к середине 30-х гг. уже отходил
в прошлое. Щусев придал гостинице более монументальный и торжественный
облик.
Одной из последних крупных работ архитектора стал проект здания НКВД
(1940-1947 гг.; ныне Федеральная служба безопасности) на площади Дзержинского
(ныне Лубянская), в оформлении которого мастер использовал элементы декора,
восходящие к архитектуре итальянского Возрождения. К тому времени он уже
стал живой легендой советской архитектуры, академиком, неоднократным лауреатом
Сталинской премии.