После Октября 1917 г. в национализированных домах часто складывались
коммуны рабочей молодёжи, которая объединялась для того, чтобы сообща
готовить пищу, заботиться о детях, заниматься стиркой и другой домашней
работой. В 1925 г. Моссовет объявил конкурс на лучший проект коммунального
дома. В основу подобного здания был положен принцип освобождения хозяйки
от повседневной работы по дому. Согласно самым осторожным проектам, "жилые
ячейки" должны были иметь общие столовые, прачечные, ясли и детские
сады. Более радикальные проекты требовали полного обобществления быта.
В Москве воплощением такого взгляда стало студенческое общежитие на улице
Орджоникидзе, возведённое в 1929-1930 гг. по проекту архитектора И. С.
Николаева. В восьмиэтажной башне располагалась тысяча спальных кабин.
В дневном блоке находились столовая и залы для занятий; он связывался
со спальным через санитарный корпус, где принимали душ и переодевались.
Все принадлежности для занятий и книги оставались в читальном зале, в
спальне стояли только кровати и табуреты.
Подобный "тюремный" стиль вызывал очень много протестов. Критика
конца 20-х гг. не раз обрушивалась на утвердившийся в архитектуре "культ
мёртвого дома" с комнатами-кабинами и складной мебелью.
"Плохую книгу можно не читать, плохую картину можно не смотреть,
- писала в сентябре 1929 г. газета "Известия", - но в уродливом
доме нельзя не жить..."