Былины, или старины, — русские эпические песни-поэмы о богатырях и народных героях, сложенные в Древней Руси безымянными певцами-сказителями и устно передававшиеся из поколения в поколение. Они повествуют о событиях, связанных со становлением и развитием Древнерусского государства: борьбе с внешним врагом (печенегами, половцами, монголо-татарами), соперничестве христианства с язычеством.
Характерная черта былин — переплетение этих реалий с домыслом сказителей, смешение событий и действующих лиц по хронологии.
Былины пронизаны идеей единства, независимости и могущества Руси. Они «знают» единственного великого киевского князя Владимира, в период правления которого Русь достигла расцвета и вошла в число сильнейших государств Европы. Позднее Киев утратил роль центра восточнославянских земель, но былины не хотели «знать» дробления Руси на отдельные княжества. В них утверждалось, что нет особых Киевской, Черниговской, Ростовской и других земель, а есть единая Русь. Поэтому большинство былин, даже возникших в более позднее время, переносят своих героев в стольный град Киев, ко двору великого князя Владимира.
«Святогор и тяга земная». Иллюстрация А. Комарина. Холуй. 1966 г.
Именно это время приобрело в народной памяти эпические черты, с ним связывается прославление исторического прошлого.
В центре былин — образы богатырей. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович, Дунай Иванович, Ставр Годинович, Михаиле Потык, Василий Буслаев — таков далеко не полный перечень героев русского эпоса.
Богатырь. Картина художника М. А. Врубеля. 1898 г.
Народ воспевал их подвиги в борьбе за свободу родной земли, беззаветную храбрость и удаль. Герои богатырских былин стоят на страже Киева, Русской земли, ее независимости. Добрыня Никитич спасает Киев от чудовища-змея, уводившего «в полон» множество людей, Алеша Попович освобождает стольный город от Тугарина.
Боевые доспехи русских воинов 16 — 17 вв. Оружейная палата Московского Кремля.
Илья Муромец расправляется с хозяйничавшим в Киеве Идолищем поганым. Он же одолевает Соловья-разбойника, преградившего путь от Чернигова к Киеву. Тема защиты Родины — не единственная в былинах. Богатырям под силу и мирные дела.
Садко на дне морском. Иллюстрация Б. Н. Кукулиева к былине «Садко». Палех. 1966 г.
Микула Селяни-нович пашет такое поле, что по нему надо ехать три дня, а соху Микулы не могут поднять 30 воинов из дружины Вольги. Илья Муромец едет в Киев непроходимыми лесами и одновременно расчищает поле для пашни. Иной мир раскрывается в былинах об удалом новгородском купце Садко, Василии Буслаеве и других. Он знакомит нас с жизнью средневекового Новгорода с его широкими торговыми связями (см. Новгородская феодальная республика). Позже в былинах появились новые герои — Ермак Тимофеевич, Стенька Разин.
Былины — один из древнейших видов устного народного творчества. Основные очаги их бытования исследователи обнаружили на Европейском севере России, в районах Заонежья, Пинеги, Мезени, Печоры, на побережье Белого моря. В 1804 г. был издан первый сборник былин «Древние российские стихотворения», записанных на Урале или в Западной Сибири Киршей Даниловым. Величие образов, отражение особенностей духовного склада народа, его нравственных иде-,алов, патриотическое содержание былин высоко ценили писатели, композиторы и художники: В. Г. Белинский, А. М. Горький, Н. А. Римский-Корсаков, В. М. Васнецов, И. Е. Репин и другие. Изучение связей былин с исторической действительностью легло в основу трудов А. Н. Веселовского, Ф. И. Буслаева, В. М. Жирмунского, Б. А. Рыбакова. В науке сложились две школы — историческая и мифологическая, представители которых по-разному подходят к оценке былин.