Евразийство — общественно-политическое течение в среде русской эмиграции 20 — 30-х гг. 20 в. Его основателями стали ученый-лингвист Н. С. Трубецкой, историк церкви А. В, Карташов, богослов Г. Ф. Фло-ровский, экономист и географ П. Н. Савицкий, журналист и издатель П. П. Сувчин-ский, заложившие научные и идейные основы евразийского миропонимания.
Основными причинами, вызвавшими проявление евразийства, его идеологи считали первую мировую войну с ее катастрофическими последствиями для всей Европы, Октябрьскую революцию и гражданскую войну в России, результаты которых для них были не менее тяжелыми. Дело было не только в распаде некогда мощных государств и перекройке политической карты Европы. Для евразийцев с гибелью их бывшей родины — Российской империи ушло в небытие историческое единство России, которую они понимали как уникальное в истории место слияния европейской и азиатской культур, образующих вместе неповторимое экономико-географическое, историко-политическое и культурное единство — «Россия-Евразия». Евразийцы поставили целью восстановить это историко-культурное пространство, а также всемерно помогать усилиям тех политических сил в России и за ее пределами, которые способствовали этому объединению.
Будущее «России-Евразии» должно строиться, как считали евразийцы, на духовно-нравственных идеалах добра, справедливости, исторической традиции, присущих народам Евразии и обеспечивающих долговечное и органичное ее единство, а не на политико-правовых институтах, принятых в Западной Европе. В 20 — 30-х гг. идеи евразийства получили широкое распространение среди значительной части русской эмиграции, оно стало оформляться в общественно-политическое движение. В 1926 г. его центр переместился в Париж, где было создано Бюро парижской группы евразийцев, взявшее на себя руководство движением. В том же году был опубликован и первый программный документ евразийства — «Евразийство: Опыт систематического изложения».
Тем временем в России происходили события, повлекшие за собой раскол в евразийском движении. Образование СССР многим казалось зримым воплощением их надежд и чаяний; некоторые были готовы даже простить большевикам ужасы гражданской войны и красного террора. На этих позициях стояли «левые евразийцы». Зная подобные настроения, в евразийские организации стали активно внедряться агенты советских и западных спецслужб и использовать их в своих целях.
Лидеры движения Н. С. Трубецкой и П. Н. Савицкий пытались его очистить, консолидировать и сохранить. С этой целью в Брюсселе в 1931 г. состоялся съезд евразийцев, принявший новые программные документы («Евразийство. Декларация, формулировки, тезисы»). Однако остановить кризис было уже невозможно. К концу 30-х гг. основные центры движения вновь переместились на восток, в Польшу и Прибалтийские страны. С началом второй мировой войны их работа была прервана.
Несмотря на недолговечность евразийства, его представители собрали огромный фактический материал и создали целый комплекс оригинальных концепций о роли России и ее значении в современном мире. Некоторые из них и в наши дни выглядят весьма актуально. Идеи евразийства нашли отражение в многочисленных трудах Л. Н. Гумилева.