Земские соборы — сословные совещания в Российском государстве 16 — 17 вв., созывавшиеся для обсуждения и решения важных вопросов законодательства и управления, внешней и внутренней политики. Под «собором» на языке тех лет подразумевали всякое собрание, могущее принять решение соборно. А слово «земский» могло означать тогда и «общегосударственный» (т. е. дело «всей земли») в противоположность «государьскому» («государеву»), т. е. лично касающемуся государя (царя), и «общегражданский» (отсюда — «земские люди», «земский обычай»), и «светский» в противоположность церковному. В понимании современников «земский собор» — совещание («совет») «земли».
Земский собор. Картина художника С. В. Иванова.
Его основа — думный собор, т. е. совместное заседание Боярской думы (обязательно включая и думных дьяков) и «освященного» (священного) собора, состоявшего из архиереев (митрополиты, архиепископы, епископы) и игуменов влиятельнейших монастырей (см. Монастыри и монашество). Остальные участники — люди других «чинов» — от разных групп феодалов (прежде всего находившихся в столице служилых людей) и верхов посадских людей. Практика созывов земских соборов не была регламентирована и постепенно изменялась; и потому установить четкие различия между собственно земскими соборами и совещаниями соборной формы, т. е. думного собора с другими лицами, не всегда возможно — особенно для 16 в. Обычай избрания на местах их участников утвердился лишь в 17 в. и был подготовлен событиями Смутного времени. Соборы созывались по почину царя; но иногда и для избрания царя (1598, 1613 гг.) или утверждения его на престоле. В годы интервенции начала 17 в.
Совет всей земли собрался по инициативе высшего духовенства и самих «земель» (среди его участников, видимо, были и черносошные крестьяне).
Появление земских соборов — показатель объединения российских земель в единое государство и склонности верховной власти опираться не только на Боярскую думу, но и на более широкий круг лиц. Первые земские соборы середины 16 в. (с 1549 г.) созвали после массового восстания в Москве (см. Городские восстания в феодальной России). Воздействие классовой борьбы, необходимость объединенных действий имущих классов во многом определяли их созыв и в 17 в. Служилые люди на них всегда численно преобладали над посадскими (т.е. представителями торгово-промышленных слоев). Выборы каждого «чина» в округах происходили отдельно. «Выборный список за руками» — избирательный протокол, скрепленный подписями избирателей (или подписавшимися за неграмотных) отсылали в Москву. Заседали в Москве и сообща, и отдельно по «чинам», грамоты соборных решений подписывались. Решение должно было быть единогласным. Силу приговора «всей земли» оно получало при согласии государя. Можно было прилагать и особые мнения.
С соборами середины 16 в. связаны реформы Избранной рады Ивана Грозного (см. Иван Грозный и реформы середины 16 в.), с земскими соборами 1648 — 1649 гг. — составление и утверждение Соборного уложения; соборным решением 1682 г. отменялось местничество. С помощью земских соборов правительство вводило новые налоги и видоизменяло прежние (см. Налогообложение в феодальной России). На них обсуждались важнейшие вопросы внешней политики: так, на соборе 1566 г. — первом, от которого до нас дошел протокол заседания, — продолжать ли Ливонскую войну за выход к Балтийскому морю. Особенно заметно их значение в начальный период правления первого из царей Романовых — Михаила Федоровича (см. Россия при первых Романовых). С середины 17 в. деятельность этих сословно-представительных учреждений (напоминавших зарубежные парламентские учреждения) постепенно замирает и повсеместно укрепляются бюрократические формы управления. Но в течение столетия земские соборы играли видную роль в политической жизни страны, способствуя централизации государственного управления и ослаблению классовой борьбы.