История (от греч. historia — «рассказ о прошедшем») — наука, изучающая прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии, а также процесс развития природы и общества.
Интерес к своим истокам, происхождению зарождается в глубокой древности у многих народов, создававших устные предания о предках, где наряду с легендами, фантастическими сюжетами есть и реальные факты. С изобретением письменности появились документы — глиняные таблички с клинописью, иероглифические письмена на папирусе, надписи на камне, рукописи на пергаменте (см. Источники исторические). Наряду с ними античные историки (Геродот, Фукидид, Корнелий Тацит и др.) широко использовали древние легенды и информацию современников при написании своих трудов. Такой же метод работы характерен для древнерусских летописцев и западноевропейских хронистов средневековья.
С течением времени количество исторических источников увеличивалось, их состав становился все более разнообразным, что, с одной стороны, облегчало, а с другой — осложняло работу историка, на которую к тому же оказывали влияние внешние, не имеющие отношения к науке факторы политического, идеологического характера; ему было трудно порой сохранять объективность и беспристрастность, «добру и злу внимая равнодушно». Настоящий исследователь может искренне в чем-то заблуждаться, но не имеет права лгать. «Наше дело сказать правду, не заботясь о том, что скажет какой-нибудь гвардейский штаб-ротмистр» — так понимал долг ученого В. О. Ключевский. С ним перекликается высказывание академика Д. С. Лихачева: «Истина историка и литературоведа всегда патриотична; ложь и подтасовка патриотичными быть не могут».
Итак, искренняя и глубокая любовь к отечественной истории не означает искажения сложных, трагических и неоднозначных ее страниц или замалчивания фактов в угоду политической конъюнктуре. Подлинная история не нуждается в лакировке, она не должна превращаться в служанку политики, идеологии самых разных мастей. Чтобы сохранить свое высокое предназначение быть учительницей, путеводной звездой в жизни, ей надо стоять в стороне от сиюминутных страстей. Без объективного знания прошлого невозможно понять настоящее и в какой-то мере предвидеть будущее, так как многие наши сегодняшние проблемы уходят корнями в более отдаленные времена.
Один из важнейших принципов, нарушение которого ведет к искажению представлений о прошлом, — историзм. Историк при изучении как определенного периода в целом, так и частных вопросов должен тщательно проанализировать всю совокупность имеющихся источников, окунуться в мир прошлого, не допуская его модернизации (т. е. осовременивания исторических процессов и явлений) и архаизации. Научная реконструкция не означает безграничную свободу творческого полета фантазии ученого. В отличие от писателя, пишущего на исторические темы, исследователь не имеет права переступать грань между действительным и тем, что складывается в его воображении, последнее может быть подано только в виде гипотезы. При создании научной концепции все догадки и предположения должны быть исторически обусловленными и выверенными. Это во многом зависит от мастерства исследователя, от уровня анализа им источников. Известный французский историк Марк Блок сравнивал своих коллег со следопытами, а исторические источники — со следами прошлого. Творческая работа ученого отчасти сродни профессии следователя, по крупицам восстанавливающего картину происшедшего.
Представления о предмете исторической науки, ее задачах, источниках изменялись на протяжении столетий с тех пор, как появилась письменность и у человечества возникла потребность в фиксировании событий и жизненных явлений. По мере обогащения знаний и накопления опыта, развития общественных потребностей, совершенствования методики обнаружения исторической информации они постоянно расширялись, становясь все более полными; конкретными, точными.
Вначале в центре внимания хронистов находились, как правило, прославленные древние герои, легендарные родоначальники, вожди, правители государств, а также история царских династий, войн и других конфликтов, экстраординарные случаи (землетрясения, наводнения, засухи, лунные и солнечные затмения и т. д.). И древнерусские летописцы освещали преимущественно деятельность князей, их походы и мирные соглашения, династические браки, основание ими городов и возведение храмов. Поэтому информация о хозяйственных занятиях населения, его обычаях, традициях, повседневной жизни попадала на страницы летописей случайно, лишь в связи с упоминаниями о каких-либо политических событиях. И современным исследователям на основе таких скудных и отрывочных известий непросто составить полное представление, например, о купечестве, крестьянстве и духовенстве. Уклон в сторону преимущественно политическую, событийную характерен и для многотомной «Истории Российской с самых древнейших времен» В. Н. Татищева.
Но постепенно ситуация менялась: история, формируясь как наука, одновременно становилась полнокровной, всесторонне отражающей прошлое. Ученые со временем осознали ее неразрывную связь с другими отраслями знаний. К таким наукам с полным правом относятся археология, этнография (этнология, народоведение), изучающие бытовые и культурные особенности народов мира, их происхождение и расселение. Для воссоздания картины прошлого становились важными не только архивные документы, но и предметы обихода, обычаи, разговорная речь, и даже природная среда, с течением времени испытывающая последствия хозяйственной деятельности человека. Искусство историка и заключается в умении извлечь необходимую и точную информацию из всех видов исторических источников. Анализируя события прошлого, документы и факты, историк пользуется определенными методами. Один из них — сравнительно-исторический, позволяющий выявить общее и особенное в исторических явлениях, установить их типичность, закономерность, тенденцию развития. Большое значение, особенно при изучении этнических процессов (происхождения и расселения народов), имеет ретроспективный метод, когда исследователь в своем творческом поиске идет от более известных и поздних материалов к более ранним, недостаточно представленным в письменных источниках, но реконструируемым с помощью археологических, лингвистических данных. Статистико-математический и структурно-системный методы позволяют рассматривать общество как целостную, сложную систему взаимосвязей, устанавливать взаимозависимость социально-экономических, культурных явлений. Кроме того, все перечисленные методы необходимы историку для определения максимально точной датировки событий, их периодичности и последовательности. Так методика науки обогащает наши знания многовековой истории народов России. В последние годы все больше завоевывают популярность новые отрасли исторической науки: историческая антропология, рассматривающая мир человека прошлых времен; устная история, базирующаяся на записи устных воспоминаний очевидцев различных событий. В спорах о приоритете форма-ционного или цивилизационного принципа периодизации истории постепенно укореняется плодотворная идея сочетания формацион-ного и цивилизационного подходов.
У профессиональных историков, писателей и публицистов, пишущих на исторические темы, — высочайшая ответственность перед обществом. Ведь их книги, статьи, лекции, выступления по радио и телевидению формируют историческую память и сознание народа.
Труд историка нелегок и кропотлив, в работе над архивными документами и публикациями он требует разносторонней подготовки, знания древних и современных иностранных языков, ряда смежных научных дисциплин. Зато ни с чем нельзя сравнить радость исследователя прошлого, открывшего для науки новый манускрипт, чувство удовлетворения от завершившегося многолетнего поиска и от того интереса, который проявляют к истории люди самых разных профессий и поколений, желающих знать историю своего Отечества.