Слово «масон» или «франкмасон» пришло в русский язык в начале 19 в. из французского, на котором оно означает «свободный каменщик». Во французском же языке оно применялось по аналогии с английским выражением «free and accepted mason» — «свободный и принятый каменщик», вошедшим в оборот в конце 17 в. В 18 в. слово «масон» появилось в русском языке и члены масонских лож в России называли себя «свободными» или «вольными каменщиками». Во второй половине 17 в. артели каменщиков в Англии, имевшие свои внутренние законы и цеховые традиции, начали испытывать трудности с заказами. Пытаясь найти выход, они стали принимать в свои артели (ложи) лиц свободных профессий — врачей, архитекторов, юристов, ювелиров на правах свободных и принятых «каменщиков». В начале 18 в. возникли ложи, где настоящих каменщиков по профессии вообще не было. Представителей интеллигенции, торговцев, дворян, священников и чиновников привлекали в ложи отсутствие социальных перегородок между «братьями», реальное равенство масонов, взаимопомощь, защита интересов «братьев» всеми членами лож. На своих заседаниях ложи обсуждали различные теоретические и практические вопросы, выполняли роль одновременно политических клубов, культурно-просветительных и философских обществ (которых в чистом виде еще не существовало). 24 июня 1717 г. в лондонской пивной «Гусь и гридирон» состоялось собрание делегатов 4 лож свободных и принятых «каменщиков», которые избрали Великую ложу Англии и ее Великого мастера. Так родилось английское масонство, явившееся родоначальником всех современных масонских орденов, обществ и союзов. В английском масонстве внутри лож были три степени, или градуса: ученик, подмастерья и мастер. Кроме того, имелись должности, отправлявшиеся на общественных началах: председатель (мастер), секретарь, казначей, надзиратели (как правило, два) и «оратор», следивший за соблюдением масонского устава и обычаев. Возникнув в Англии, масонство очень быстро распространилось по ее колониям (включая американские), а также во Франции и других европейских странах. Во Франции было основано шотландское масонство, происходившее якобы от рыцарей-тамплиеров, сумевших в небольшом числе спастись от преследований французского короля Филиппа Красивого в начале 14 в. в северо-западной Шотландии. Это масонство имело 18 степеней. В последней четверти 18 в. там же возникло масонство «Великого Востока Франции», имевшее уже 33 степени. В Германии во второй половине 18 в. возникли системы «строгого послушания», имевшие 6 или 7 степеней; оригинальные масонские системы были изобретены и в Швеции. По характеру деятельности в масонстве разных стран и систем выделилось три направления. Во-первых, консервативное направление, имевшее целью укрепление общественно-политического строя своих стран. Оно существовало в странах протестантской религии (Англии, Швеции, Пруссии). Его возглавляли члены правящих династий. Во-вторых, радикальное направление, развивавшееся в странах, где католическая церковь запрещала масонство как форму вольнодумства (Франция), или странах, находившихся под колониальным владычеством. Такими радикальными были вначале ложи в американских колониях. И в-третьих, оккультное направление, занятое поисками «тайного знания».
Русское масонство с первой половины 18 в. и до сегодняшнего дня всегда было частью мирового масонского движения, переживало все особенности его развития, хотя и имело ярко выраженные национальные черты. В отличие от Великобритании, США, Франции масонство в России лишь несколько десятилетий развивалось в благоприятной политической обстановке, при благожелательном или безразличном отношении государства и господствующей православной церкви.
Символы масонского храма.
В России первая ложа английского ритуала появилась в 1731 г. и состояла из иностранцев. Она была организована английским капитаном на русской службе Кейтом. В царской России масонство запрещалось дважды: с 1792 по 1801 г. и с 1822 по 1906 г. В конце 1906 г. русские интеллигенты, уже несколько десятилетий являвшиеся членами лож во Франции, добились от «Великого Востока Франции» разрешения на открытие двух лож в столицах. В отличие от положения во второй половине 18 в. и первой четверти 19 в. это масонство было нелегальным и антиправительственным. В 1912 г. русские масоны образовали автономную организацию под названием «Великий Восток народов России». Она сохранила связи с французскими масонами и ставила своей задачей объединение политических сил для свержения самодержавия и преобразования России в федеральный союз республик.
Средневековые масонские клеймы.
Русские политические масоны активно участвовали в подготовке Февральской революции 1917 г., вошли во Временное правительство и местную исполнительную и законодательную власть. Советская власть и большевики враждебно отнеслись к масонам, видя в них конкурентов в борьбе за власть и души российских граждан. Большинство русских политических масонов эмигрировали из России и создали в 1922 г. во Франции, а затем и в других странах русские ложи, просуществовавшие до 1970 г. Все это время в СССР не было никаких масонских лож. Только после 1 января 1991 г., когда вступил в действие закон СССР «Об общественных объединениях», в Москве легально стали организовываться новые масонские ложи. По неполным сведениям, сейчас в Москве действуют ложа «Свободная Россия», организованная «Великим Востоком Франции», и три ложи, организованные «Великой национальной ложей» Франции, а также «Великая ложа России». Сведения о лидерах своей организации и о программе современные русские масоны еще не публиковали.
«Золотым веком» для русских масонов было царствование Екатерины П. По данным исследовательницы Т. А. Бакуниной-Осоргиной (публикация 1939 г.), в разных городах страны с 1760 до начала 1790-х гг. работало около 100 масонских лож разных систем. Две трети из них действовали в Санкт-Петербурге и Москве. Наиболее распространенной была относительно простая английская система, но пользовались популярностью и системы «строгого послушания», пришедшие из Пруссии, других германских государств и Швеции. Там было большее количество степеней, или градусов, строгая внутренняя дисциплина. Точных данных о количестве масонов екатерининского времени нет, но речь может идти о нескольких тысячах знатных дворян, государственных деятелей, военных и чиновников. Масоны всегда стремились привлечь в свои ряды известных писателей и поэтов, артистов, художников и др. Среди известных масонов 18 в. — генералиссимус А. В. Суворов, генерал-фельдмаршал Н. В. Репнин, князь А. Б. Куракин, писатель М. М. Херасков, первый русский журналист Н. И. Новиков, писатель и будущий историк Н. М. Карамзин, фельдмаршал М. И. Кутузов. В разные ложи были приняты Петр III, Павел I и Александр I. Треть всех учтенных масонов составляли военные: генералы и офицеры, треть — чиновники разных ведомств, треть — деятели науки и культуры. Во второй половине 18 в. в мировом масонстве четко обозначились три направления: консервативное (английское, шведское, прусское), радикальное (французское, американское), эзотерическое (многие французские и германские ордена). Русское масонство екатерининского времени было консервативным, ближе всего к английскому и шведско-прусскому. Тем не менее эзотерические ложи ордена Розенкрейцеров в Москве увлеклись политической интригой против императрицы с целью возведения на престол великого князя Павла Петровича. Именно по этой причине Екатерина II закрыла все масонские ложи в России в 1792 г.
Павел I не отменил материнский запрет, но и не преследовал старых масонов, которые стали вновь мало-помалу возобновлять работу своих лож. Но только с воцарением в 1801 г. Александра I начался «серебряный век русских масонов». В ложи вновь хлынули тысячи дворян, офицеров, чиновников и др. Масоны проявили себя настоящими патриотами во время войн с Наполеоном и заграничного похода русской армии в 1813 г. После войны, во время которой создавались «военно-походные ложи», масонство еще более расширилось. 23 ложи по всей России подчинялись Великой ложе «Астрея», работавшей по английской системе и связанной напрямую с Лондоном. Ложи других систем возглавляла «Великая директориальная ложа Владимира к порядку». Известными масонами этого времени были И. В. Лопухин (знаменитый масон и в екатерининское время), М. М. Сперанский, А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов. Именно в масонских ложах начали интересоваться политикой будущие декабристы, большинство которых прошли посвящение в «братья» лож разных систем. В то же время подавляющее большинство масонских лож придерживались консервативных взглядов. В ложах, как и в 18 в., почти половина членов являлись иностранными подданными. Поворот Александра I к реакционной политике в начале 1820-х гг. был вызван и его страхом перед масонами. В 1822 г. все тайные общества, а среди них прежде всего масонские ложи, были в России запрещены. Этот запрет подтверждали и все последующие императоры.
Масонская традиция в России, насчитывавшая 90 лет, прервалась. Но отдельные представители русской дворянской интеллигенции стали вступать во время пребывания за границей в английские, итальянские и особенно французские ложи. В 1880-х гг. во французских ложах разных систем насчитывались уже десятки русских подданных.
В мае 1905 г. они были объединены в парижские ложи «Космос» и «Гора Синай». В отличие от прошлого новыми масонами стали представители дворянской и разночинной интеллигенции либерально-демократических взглядов. Они приняли активное участие в политических событиях революции 1905 — 1907 гг. Активную роль в воссоздании русского нелегального политического масонства сыграли политолог М. М. Ковалевский, адвокат В. А. Маклаков, князь Д. А. Бебутов. С разрешения «Великого Востока Франции» в конце 1906 г. были организованы ложа «Возрождение» в Москве и «Полярная звезда» в Санкт-Петербурге. В мае 1908 г. они были торжественно открыты («инсталлированы») эмиссарами «Великого Востока» Сеншолем и Булэ. В обеих ложах было тогда 44 человека, но к 1912 г. русских политических масонов насчитывалось уже около 200. К руководству пришли более молодые и радикальные политики во главе с членом III Государственной думы левым кадетом Н. В. Некрасовым. Летом 1912г. они провели Конвент (съезд) французских лож и объявили о создании автономной «провинции» в России под названием «Великий Восток народов России». Слово «народы» было вставлено по требованию украинских масонов во главе с М. С. Грушевским и знаменовало победу сторонников федерального устройства будущего российского демократического государства после свержения самодержавия. Именно это являлось конечной целью работы русских масонов. Они ставили своей задачей создать неформальное объединение либеральных буржуазных и социалистических партий. К моменту Февральской революции 1917 г. до 40% масонов (всего их было в это время около 500) принадлежали к партиям меньшевиков и народников. Имелись среди них и большевики (см. Политические партии).
Ложи состояли из 7 — 13 человек, они объединялись в городские советы лож, а руководил ими избранный на ежегодном Конвенте Верховный Совет. Во главе Верховного Совета стоял Генеральный секретарь. Первым таким секретарем стал Н. В. Некрасов, затем с 1913 по 1914 г. А. М. Колюбакин, левый кадет, затем снова Некрасов, а с Конвента 1916г. — эсер А. Ф. Керенский. После его избрания министром-председателем в июле 1917 г. Керенский передал свой пост управляющему делами Временного правительства меньшевику А. Я. Гальперну.
Помимо территориальных лож «Великий Восток народов России» имел «специальные»: Военную, Литературную, Думскую. Последняя объединяла несколько десятков депутатов IV Государственной думы. Русские политические масоны возглавляли легальную борьбу с самодержавием через Думу, прессу и политические партии. Они старались установить влияние.на руководство меньшевиков и народников. Параллельно ими были созданы две группы заговорщиков с целью заставить Николая II добровольно отречься от престола. Будучи тайной, но самой активной политической силой, русские политические масоны сумели получить большие преимущества в момент свержения самодержавия: они вошли и во Временное правительство, и в руководство Советами.
Свержение Временного правительства означало и конец власти и влияния русских политических масонов. Масоны в сегодняшней России еще ничем себя не проявили. Но не следует забывать, что российские масоны внесли выдающийся вклад в развитие русской культуры и общественной жизни второй половины 18 и первой четверти 19 в., в европеизацию страны, в формирование армии и государственного аппарата. Демократические идеалы масонов способствовали смягчению нравов и зарождению народолюбивой идеологии русской интеллигенции.