Менталитет — очень емкое и многозначное понятие современной исторической науки, широко использующееся в специальной научной литературе и прессе. Историк, изучая политический строй, социальные отношения, духовную жизнь людей различных эпох, основывает свои познания на источниках, созданных людьми. В них запечатлелся комплекс представлений о мире, характеризующий сознание индивида или человеческого коллектива (социальной группы, народа) в определенную эпоху.
Менталитет — буквально «психология», «духовный склад», «склад ума» — привычки сознания, обусловленные традицией, действительностью и социальной системой. Менталитет — это образ мышления, система и одновременно «инструмент» познания мира. Это установки сознания, представления о человеке, о его месте в обществе, о Боге как творце всего сущего. Семья и общество, сексуальность и любовь, религиозность, радость и страдание, жизнь и смерть, страхи и надежды, природа и окружающий мир, время и история — все это тоже менталитет. Его изучение невозможно без использования достижений и методов других наук — социологии, психологии, количественного анализа и др. Это явление не национальное и не межнациональное, а вненациональное, которому свойствен коллективный характер.
Начало изучения менталитета относится к 50 — 70-м гг. 20 в. и тесно связано с популярным направлением западной медиевистики — «Школой Анналов» во Франции и наиболее близкими к ней школами в других странах. В эти годы в Европе, а также в США появились работы ученых, стоящих у истоков сегодняшней «новой исторической науки» и занимающихся разработкой нетрадиционных методов изучения истории. Это французские историки М. Блок, Ж. Легофф, Ж. Дюби, немецкие — Г. Телленбах, Р. Шпрандель и их единомышленники в других странах. Они рассматривали феодализм как сложную систему взаимодействующих структур, которые фиксируются в социальных отношениях. Социальная история для них история не только классов, сословий, но и семьи, других макро- и микроструктур в обществе, мировосприятие всего общества и составляющих его социальных элементов — культурная и идейная жизнь людей, их идеалы, ценности, верования и предрассудки. Очень важен субъективный фактор — роль людей и их поведение в ходе истории.
Советские ученые также занимались разработкой вопросов ментальности (среди них представители историке-психологической школы — Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, а также историки и литературоведы — М. А. Барг, Ю. Л. Бессмертный, А. Я. Гуревич, Ю. М. Лотман, Д. С. Лихачев и другие). Однако проблема ментальности и сегодня остается малоизученной как у нас, так и за рубежом. Это связано с трудностями объективного характера. Само описание и определение менталитета затруднены, так как пока не выработано единой трактовки термина. И хотя предпринимаются попытки его конкретизации, понятие «менталитет» остается расплывчатым. Кроме того, существует опасность приписать несвойственные признаки тому ментальному универсуму, который исследователь пытается возродить с позиций своей ментальной среды.
Несмотря на сложности изучения, менталитет продолжает привлекать пристальное внимание ученых. В настоящее время проблемы социально-психологических аспектов истории получили ведущие позиции в мировой историографии. Этот новый «личностно окрашенный» уровень исследования предоставляет ученым неисчерпаемые возможности, позволяет по-другому осмыслить исторические события и социальные процессы, благодаря чему история предстает перед нами гораздо более красочной и многогранной, богатой нюансами.