Патриотизм (от лат. patria — «родина, отечество») — любовь к родине, родной земле, выражающаяся в стремлении ее защитить, прославить, принести ей пользу, одно из самых сильных чувств человека. Со временем это понятие наполнялось новым содержанием. Привязанность к роду, общине, племени, базировавшаяся на кровных связях, перерастала в более глубокое чувство любви к своей стране, ее традициям, быту, культуре, прошлому. Великий русский поэт А. С. Пушкин писал: «Два чувства дивно близки нам. — / В них обретает сердце пищу / — Любовь к родному пепелищу, / Любовь к отеческим гробам». Не раз пробуждение национального самосознания русского народа, его патриотических настроений спасало Россию от смертельной опасности. Так было во времена монгольского нашествия и ордынского ига (13 — 15 вв.), польско-шведской интервенции (начало 17 в.), Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.
Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. Роспись Троице-Сергиевой лавры. Преподобный Сергий Радонежский (ок. 1321 — 1391), которого русская православная церковь причислила к лику святых, выступал за объединение всех русских земель, не раз мирил князей в их несогласии. Во время Куликовской битвы он молился у себя в церкви, а в конце сказал: «Мы победили».
История Отечества изобилует бесчисленными примерами высоких патриотических поступков русских людей. Вспомним святых мучеников церкви и Сергия Радонежского, великих полководцев и государственных деятелей — Александра Невского, Дмитрия Донского, Д. Пожарского, К. Минина, Петра I, А. В. Суворова, П. С. Нахимова, Г. К. Жукова, простых людей, счет которым идет на миллионы. В России патриотизм не нес в себе ненависти к другим, неславянским народам. Шовинизм и расизм не имели у нас питательной среды, поскольку этноструктура российского населения всегда была многонациональна. Отношения между русским и нерусским населением, как правило, были мирными, а общность территории, обычаев, а затем и языка создавала тот климат, на котором вырастал российский патриотизм. Представители татарского и армянского, грузинского и немецкого, еврейского и азербайджанского народов проявляли себя не меньшими, чем русские, патриотами России.
Патриот при несовпадении личных и общественных интересов всегда отдавал предпочтение общественным. Деятельность гражданина-патриота только тогда плодотворна, когда он опирается на мысли и чаяния народных масс, и направлена на достижение всеобщего благосостояния. «Ты должен посвятить отечеству свой век, — писал Д. Фонвизин, — коль хочешь навсегда быть честный человек».
Памятник «Тысячелетие России» в Новгороде. Скульптор М. О. Микешин. 1862. Памятник сооружен в ознаменование тысячелетия со времени призвания Рюрика новгородцами. Верхняя часть монумента в виде шара символизирует державу — эмблему царской власти. Коленопреклоненная женщина на шаре олицетворяет Россию. Ее осеняет крестом ангел. В скульптурах, опоясывающих сооружение, мы видим великих князей, царей, императоров, выдающихся полководцев и флотоводцев, поэтов и писателей, сыгравших заметную роль в истории России. Всего было отлито 129 фигур.
Лишенный национального чванства, патриот борется за чистоту русского языка, за сохранение лучших нравов и обычаев отцов, гордится достижениями своей страны в науке и культуре и по мере своих сил стремится умножить их.