К середине 12 в. Древнерусское государство распалось на несколько княжеств. Феодальная раздробленность была подготовлена происходившим со второй половины 11 в. усилением самостоятельности волостей, постепенно закреплявшихся за определенными ветвями разросшегося княжеского рода Рюриковичей, развитием феодального землевладения, сепаратистскими устремлениями боярства, тяготившегося зависимостью от Киева. Владимиру Мономаху (1113 — 1125) и его сыну Мстиславу (1125 — 1132) удавалось еще сохранять государственное единство Руси, но после смерти Мстислава Владимировича процесс дробления принял необратимый характер. Крупные самостоятельные княжества стали именоваться землями; волостями — более мелкие княжества, сформировавшиеся внутри земель.
Торг в стране восточных славян. Картина художника С. В. Иванова.
Левобережье Днепра в бассейнах рек Десны и Сейма и верхнее течение Оки занимала Черниговская земля. Она сложилась на бывших территориях северян, вятичей, частично радимичей. Княжили на Черниговщине потомки внука Ярослава Мудрого — Олега Святославича (ум. 1115). В Верхнем Подне-провье сформировалась Смоленская земля (бывшие территории части кривичей, радимичей и вятичей). Здесь правили Ростисла-вичи — потомки внука Владимира Мономаха — Ростислава Мстиславича (ум. 1167). В Волго-Окском междуречье (область, колонизованная в 10 — 11 вв. словенами, кривичами и вятичами) возникла Ростово-Суздаль-ская земля, где княжили потомки сына Мономаха — Юрия Долгорукого (ум. 1157). В Муромской и Рязанской землях (бывшие территории муромы и части вятичей) правили две разные линии брата Олега Святославича — Ярослава (ум. 1129). В верховьях Западной Двины (на бывших территориях части кривичей и дреговичей) раскинулась Полоцкая земля. Здесь еще с начала 11 в. укрепились потомки одного из сыновей Владимира Святославича — Изяслава. Южнее, в бассейне Припяти, на бывшей дреговичской территории, располагалось Турово-Пинское княжество, ставшее во второй половине 12 в. владением потомков внука Ярослава Мудрого — Святополка Изяславича (ум. 1113). На запад от него лежала Волынская земля (в основе бывшая территория волынян). Здесь княжили потомки внука Мономаха — Изяслава Мстиславича (ум. 1154). По соседству с Волынью, на крайнем юго-западе Руси (бывшая территория хорватов) расположилась Галицкая земля, где правили потомки старшего внука Ярослава Мудрого — Ростислава Владимировича (ум. 1066). После прекращения этой княжеской ветви в 1199 г. Галицкое княжество стало предметом борьбы между во-лынскими, черниговскими и смоленскими князьями. К середине 13 в. победу одержали представители волынских Изяславичей: Даниил и Васильке Романовичи.
Три земли в 12 в. не закрепились за какой-либо княжеской ветвью. Киевское княжество стало объектом коллективного суверенитета княжеской династии, все сильнейшие князья имели право на владение частью его территории. Номинально киевский стол продолжал считаться старейшим, а Киев — столицей всей Руси. В середине 12 — первой трети 13 в. он много раз переходил из рук в руки в ходе борьбы между влиятельными княжескими ветвями.
В Новгородской земле в 12 в. произошла консолидация местной знати в свою особую корпорацию, обособившуюся от княжеской дружинной организации. В результате новгородское боярство стало оказывать решающее влияние на выбор князей, и ни одной из княжеских ветвей не удавалось закрепиться в Новгороде (см. Новгородская феодальная республика).
Не стало владением определенной ветви и Переяславское княжество (к югу от Черниговского). Здесь на протяжении 12 в. княжили потомки Мономаха, но представлявшие разные ветви.
В начале 13 в. сильнейшими княжествами на Руси были Черниговское, Смоленское, Суздальское (столицей его со второй половины 12 в. стал Владимир-на-Клязьме) и Волынское.
В социально-экономическом развитии 12 — начало 13 в. были временем роста городов, развития ремесленного производства и вотчинной формы земельной собственности (княжеской, боярской, церковной). Но ведущую роль продолжала играть сложившаяся ранее государственная форма собственности.
Церковь Покрова на Нерли. Согласно старинному источнику, князь Андрей Боголюбский построил храм «на лугу» в ознаменование своей печали о смерти любимого сына. Здание поражает стройностью и изяществом, богатством новых, небывалых ранее соотношений между его частями. Белизной камня, правильностью и стройностью силуэт храма на Нерли выделяется из окружающего его пейзажа. Построен храм на р. Нерль близ Владимира в 1165 г.
Отдельные земли с 12 в. начинают проводить самостоятельную внешнюю политику. Сохранились тексты нескольких международных договоров — Новгорода с Готским берегом (о. Готланд в Балтийском море) и немецкими городами (1191 — 1192), Смоленска с Ригой и Готским берегом (1229 — 1230-е гг.). Широко была распространена практика военных союзов княжеств с иноземцами (половцами, поляками, венграми) против своих соперников на Руси.
В начале 13 в. на северо-западных границах Руси появился новый опасный противник — немецкие крестоносцы. Они овладели территориями эстонских и латышских племен в Восточной Прибалтике и начали беспокоить пределы Новгородской земли. Одновременно к русским границам приблизились шведы, захватившие юго-западную Финляндию. Усиление шведского и немецкого натиска пришлось на начало 40-х гг. 13 в., время сразу после монгольского нашествия на Русь. Новгородский князь Александр Ярославич нанес в 1240 г. поражение шведам на Неве (за что позднее получил прозвище Невский), а в 1242 г. — немецким крестоносцам на льду Чудского озера (см. Борьба Руси с немецкими и шведскими феодалами в 13 в.).
Св. Георгий. Икона новгородского письма. Ок. 1174. На ней Св. Георгий выступает в образе храброго и стойкого воина, покровителя ратных людей. В правой руке он держит копье, в левой — меч, являвшийся на Руси своеобразной военной эмблемой и символом власти, в частности княжеской. По-видимому, икона была заказана младшим сыном Андрея Боголюбского — князем Георгием Андреевичем и Св. Георгий выступает здесь как патрон князя, а меч в его руке служит знаком княжеского достоинства охраняемого им лица. Св. Георгия считал своим патроном и князь Юрий Долгорукий.
30-е годы 13 в. были временем ожесточенной междоусобной войны в южнорусских землях. Борьба велась главным образом за галицкое и киевское княжения. В ходе войны русские князья (особенно черниговские Ольговичи и смоленские Ростиславичи) истощили свои силы. Наряду с усилившейся в результате усобицы разобщенностью князей это сыграло свою негативную роль перед лицом монгольского нашествия.
Дмитриевский собор во Владимире — замечательный памятник архитектуры конца 12 в. Вся верхняя часть его наружных белокаменных стен сплошь покрыта резными украшениями. Здесь можно увидеть царя Давида, Александра Македонского, возносимого на небо грифонами, охотников, фантастических зверей и птиц среди диковинных трав и пышных цветов. Каждое изображение располагается на отдельном камне, составляя вместе подобие узорчатой ткани, словно наброшенной поверх каменного массива храма.
Для русской культуры 12 — начала 13 в. характерно становление «полицентризма» — появление в разных регионах самобытных культурных центров.
Получает дальнейшее развитие летописание: если в 11 — начале 12 в. центрами летописной работы были Киев и Новгород, то в последующий период летописание ведется в большинстве центров земель — Киеве, Чернигове, Переяславле, Владимире, Галиче, Новгороде, вероятно, также в Смоленске и Полоцке. В конце 12 в. было создано одно из наиболее выдающихся по своим художественным достоинствам произведений мировой средневековой литературы — «Слово о полку Игореве». Основная идея этого памятника, повествующего о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святосла-вича на половцев в 1185 г., — необходимость прекращения княжеских усобиц и единения сил в борьбе с внешними врагами. К числу наиболее выдающихся произведений русской литературы относятся также «Слово» Даниила Заточника и «Слово о погибели Русской земли».
В архитектуре наблюдается сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля. Из сохранившихся памятников зодчества этой эпохи выделяются церковь Спаса на Нередице под Новгородом, а в Северо-Восточной Руси — Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (см. также ст. «Средневековая русская культура»).