Официальной датой зарождения российского флота считается 20 октября 1696 г., когда Боярская дума, после обсуждения взятия русскими войсками турецкой крепости Азов признала важность морской силы для России и постановила: «Морским судам быть». Но российский флот имеет и богатейшую предысторию.
В 9 — 10 вв. киевские князья, используя флот из тысяч ладей, неоднократно совершали походы по Черному морю на Византию. Новгородские мореходы тогда же начали освоение Балтийского моря, ведя оживленную торговлю с другими странами. После объединения русских земель необходимость в морской силе Российского государства стала особенно очевидной. В 1569 г. Иван Грозный с целью защиты русской торговли от пиратов, которые «разбойным обычаем корабли разбивают, товары грабят и из многих земель в наше государство дорогу торговым людям затворяют», принял на службу флот из 17 иностранных кораблей, но неудачная Ливонская война лишила страну выхода к морю.
В 1668 г. была предпринята новая попытка создания организованной морской силы. В селе Дединово Коломенского уезда для охраны русской торговли на Каспии был построен первый русский военный корабль — 22-пушечный фрегат «Орел», ушедший затем с четырьмя другими судами в Астрахань.
Флот Петра Великого. Картина художника Е. Е. Лансере.
Начало создания отечественного флота прочно связано с именем Петра I, именно благодаря его упорству Россия обрела флот (см. Петр I и реформы первой четверти 18 в.). 26 — 27 июля 1714 г. российский флот под командованием Петра I одержал свою первую победу — у полуострова Гангут был разгромлен отряд шведских кораблей, фрегат и 6 галер были взяты в плен. Последовавшие затем победы при Эзеле и Гренгаме утвердили господство русского флота на Балтике. Главной его базой стал .Кронштадт. Попытка Петра I в этот же период создать флот на Азовском и Черном морях окончилась неудачей — поражение русской армии во время Прутского похода вынудило Россию уничтожить построенный в Воронеже флот и вернуть туркам Азов и Таганрог. К 1725 г. для русского флота было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин и сотни мелких судов.
При преемниках Петра I флот пришел в упадок. Так, в 1741 г. на Балтике оказались боеспособными лишь 13 линейных кораблей и 3 фрегата. Однако начавшееся с воцарением Екатерины II возрождение флота позволило ему сыграть важнейшую роль в войне с Турцией в 1768 — 1774 гг. В 1769 — 1770 гг. из Балтики в Средиземное море были посланы две эскадры. Действуя под командованием графа А. Г. Орлова, они вызвали мощное восстание в Греции, парализовали турецкую торговлю в Восточном Средиземноморье и нанесли ряд поражений противнику, одно из которых стало величайшей победой русского флота. 26 июня 1770 г. русская эскадра под командованием адмирала Г. А. Спиридова блокировала в Чесменской бухте турецкую эскадру, в результате дерзкой ночной атаки русских брандеров она была полностью уничтожена. Эта победа стала символом мощи русского флота.
Чесменский бой.
Картина художника И. К. Айвазовского. Во время сражения при Чесме в ходе русско-турецкой войны 1768 — 1774 г. русский флот под командованием адмирала Г. А. Спиридова и С. К. Грейга уничтожил турецкий флот, обеспечив России господство на Эгейском море.
Победоносные войны с Турцией создали условия для возрождения морской силы России на Черном море, и 2 мая 1783 г. в Ахтиарскую бухту вошли 11 русских военных кораблей, положив начало созданию Черноморского флота и его главной базы — Севастополя.
Спустя четыре года русские моряки под командованием адмирала Ф. Ф. Ушакова (1745 — 1817) приняли активное участие в новой войне с Турцией 1787 — 1791 гг., где одержали блестящие победы над численно превосходящим турецким флотом при Фидониси, Керчи, Тендре, Калиакрии. 18 февраля 1799 г., во время войны с Францией, черноморская эскадра под командованием Ушакова после перехода в Средиземное море предприняла невиданный в истории штурм с моря считавшейся неприступной французской крепости Корфу. После двухдневных боев крепость пала.
Федор Федорович Ушаков (1745 — 1817) — русский флотоводец, адмирал, один из создателей Черноморского флота (его командующий с 1790 г,). Провел ряд блестящих военных операций, прославивших его имя.
Но не только боевыми победами отличался русский флот. В первой половине 19 в. его корабли предприняли целую серию кругосветных плаваний. Первое из них было совершено в 1803 — 1806 гг. шлюпами «Надежда» и «Нева» под командованием молодых офицеров — И. Ф, Крузенштерна и Ю. Ф. Лисян-ского. Во время другого кругосветного плавания в январе 1820 г. шлюпы «Восток» и «Мирный» под началом Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева открыли последний неизвестный материк — Антарктиду (см. Арктики и Антарктики освоение).
В Крымскую войну 1853 — 1856 гг. русские моряки под руководством В. А. Корнилова, П. С. Нахимова, В. И. Истомина особенно отличились в ходе 349-дневной обороны Севастополя, ставшей символом стойкости и героизма русских матросов и солдат. Эта же война выявила отсталость парусного флота России. Во второй половине 19 в. начинается активное строительство российского парового и броненосного флота. К началу 20 в. Россия превратилась в третью по силе морскую державу. В 1898 г, английский флот насчитывал 355 боевых кораблей, французский — 204, русский — 107 и германский — 77. Всего за этот период в России было построено 482 корабля, среди них — 53 броненосных корабля, 56 крейсеров, 211 торпедных судов.
Шлюпы «Восток» и «Мирный» у берегов открытой ими Антарктиды в 1820 г. В 1819 —- 1821 гг. парусные военные шлюпы под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева совершили первую русскую кругосветную антарктическую экспедицию. Картина художника М. М. Семенова.
Начавшаяся в январе 1904 г. война с Японией выявила серьезные недостатки в организации морской силы России (см. Русско-японская война 1904 — 1905 гг.). Базировавшаяся в Порт-Артуре Первая эскадра русского Тихоокеанского флота после трагической гибели ее командующего — адмирала С. О. Макарова была блокирована в базе и уничтожена противником. Посланная в октябре 1904 г, с Балтики с целью деблокады Порт-Артура Вторая эскадра под командованием адмирала 3. П. Рожественского была встречена в Цусимском проливе японским флотом и разгромлена в двухдневном сражении 14 — 15 мая 1905 г. Всего же в 1904 — 1905 гг. русский флот потерял потопленными и захваченными в плен 69 боевых и вспомогательных кораблей. Страна практически лишилась Тихоокеанского и Балтийского флотов. Начавшаяся во время войны революция захватила и флот, превратив его в один из самых радикальных элементов общества — в 1905 — 1907 гг. в революционных выступлениях на флоте приняли участие экипажи 22 кораблей и свыше 20 тыс. матросов береговых частей.
В ходе первой мировой войны 1914 — 1918 гг. российский флот выполнял задачи поддержки сухопутных войск и нарушения коммуникаций противника. После свержения монархии в марте 1917г. матросы Балтийского и Черноморского флотов становятся активными участниками революции. В октябрьском вооруженном перевороте 24 — 25 октября 1917 г. в Петрограде приняли участие 11 кораблей и 10 тыс. матросов-балтийцев (см. Октябрьская революция 1917 г.).
Уже первая революционная волна нанесла огромный ущерб русскому флоту. В марте 1917 г. жертвами стихийного матросского террора в базах Балтийского флота стали более 120 офицеров (в их числе — командующий флотом), около 600 были ранены или подверглись насилию. В декабре 1917 — феврале 1918 г. стихия матросского террора охватила Черноморский флот. Его жертвами стали 62 адмирала и офицера. Заключение сепаратного Брестского мира с Германией, разразившаяся гражданская война 1917 — 1922 гг. практически уничтожили русский флот. Уцелела лишь часть блокированного в Кронштадте Балтийского флота; флот на Севере, Тихом океане перестал существовать. Боеспособные корабли Черноморского флота, эвакуировавшие из Крыма армию барона П. Н. Врангеля, были интернированы во французской базе Бизерта (Тунис) и до ноября 1924 г. оставались под Андреевским флагом, сохраняя традиции российского флота.
К 1921 г. в составе российского флота насчитывалось лишь несколько десятков наполовину укомплектованных экипажами кораблей, требовавших срочного и капитального ремонта. Народный комиссар по военным и морским делам М. В. Фрунзе, оценивая состояние флота после гражданской войны, писал: «В сумме это означало, что флота у нас нет». Лишь в 1926 г. началось строительство нового флота, его основу должны были составить «москитные силы» — подводные лодки, сторожевые корабли и торпедные катера.
13 конце 30-х гг. высшее политическое руководство СССР осознало необходимость для государства мощного и современного океанского флота, «достойного великой Советской державы». В основе Этого решения находилась обострившаяся международная обстановка, а также неспособность советского Во-енно-Морского Флота ввиду отсутствия у него крупных и современных боевых кораблей поддержать советский внешнеполитический курс в период гражданской войны в Испании 1936 — 1939 гг. Новой программой было предусмотрено строительство кораблей всех классов, включая линейные корабли и авианосцы. Всего же с конца 20-х гг. до 1941 г. на верфях было заложено 533 боевых корабля, не считая катеров, в том числе и самые большие в мире линейные корабли типа «Советский Союз».
Начавшаяся в 1941 г. Великая Отечественная война застала флот в самом начале его строительства. Незавершенность кораблестроительных программ и континентальный характер войны предопределили вспомогательный характер действий советского флота, главными задачами которого стали действия по обороне своих баз, защите собственных и нарушению вражеских коммуникаций, а также содействию сухопутным войскам.
В целом в ходе войны с Германией в 1941 — 1945 гг. и ее союзниками советский Военно-Морской Флот выполнил все основные задачи, поставленные перед ним. Противник не мог беспрепятственно использовать море для поддержки стратегически важных коммуникаций, германское командование не осуществило ни одного сколь-ни-будь важного в оперативно-стратегическом отношении морского десанта, в то время как советский ВМФ осуществил целый ряд масштабных и стратегически важных десантных операций. Северный флот успешно обеспечивал безопасность стратегических союзных конвоев и деятельность Северного морского пути, имевшего важнейшее значение для всего хозяйственного механизма страны. Большая заслуга в выполнении флотом своих задач принадлежала командованию флотом во главе с наркомом ВМФ адмиралом Н. Г. Кузнецовым.
В то же время крайне неблагоприятное для флота развитие событий на сухопутном фронте, ряд серьезных просчетов в развитии флота и системы его управления привели к тому, что советский ВМФ, не имея перед собой равноценного противника, понес тяжелейшие потери, составившие от числа имевшихся к началу войны: 33% линкоров, 33% крейсеров, 77% эскадренных миноносцев и лидеров эсминцев, 78% подводных лодок, 43% сторожевых кораблей, 68% тральщиков специальной постройки, 88% торпедных катеров.
Действиями разнородных сил флота было уничтожено свыше 2500 боевых, вспомогательных и транспортных судов противника, потери ВМФ СССР составили 1138 боевых кораблей и судов, потери транспортного флота — 310 кораблей.
В послевоенный период в СССР был создан мощный и самый многочисленный за свою историю океанский флот, уступавший по силе только флоту США. В 70-е гг. ВМФ стал составной частью ракетно-ядерного потенциала страны, его главной ударной силой являлись атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими ракетами. После распада в 1991 г. Советского Союза ВМФ был поделен — Балтийский, Северный, Тихоокеанский флоты полностью вошли в состав ВМФ России. Корабли и базы Черноморского флота были разделены между Россией и Украиной.