Слово "культура" в переводе с латинского означает "возделывание", "развитие", "воспитание", "образование", "почитание". О культуре общества судят по тому, как организованы в нём жизнь и деятельность людей, каковы их взаимоотношения друг с другом и окружающей средой; о культуре человека - по его знаниям, эрудиции, поведению. Принято различать материальную культуру (машины, сооружения, предметы потребления и т. п.) и духовную (искусство, обычаи, нормы морали, права и т. п.).
Крепостное право существовало только в Центральной России; на севере европейской части страны и в Сибири его не было. В прошлом нередко отмечали, что отсутствие крепостного права и суровые условия жизни придали сибирскому крестьянину характер, отличный от характера крестьян центральной части страны. "Сибирское племя здоровое, рослое, умное и чрезвычайно положительное... Привычка... к опасностям, к расторопности сделала сибирского крестьянина более воинственным, находчивым, готовым на отпор, чем великорусского", - писал в середине XIX в. А. И. Герцен.
Жизнь в дворянской усадьбе в XVIII-XIX вв. строилась, как правило, по городским канонам, а в окружающих деревнях - по традиционным. Противоречия между культурами деревни и усадьбы были тем более заметны, что усадьба и деревня располагались рядом и их обитатели постоянно вступали во взаимодействие друг с другом.
На Севере располагались (и располагаются до сих пор) лагеря для заключённых. Не случайно в русской культуре есть особый северный, "лагерный", пласт - песни, литература.
В начале XIX в. выдающийся русский историк Николай Михайлович Карамзин писал о России: "Не удивительно ли, как земли, разделённые вечными преградами Естества, неизмеримыми пустынями и лесами непроходимыми, хладными и жаркими климатами; как Астрахань и Лапландия, Сибирь и Бессарабия, могли составить одну Державу с Москвою?".
Несколькими десятилетиями позже другой классик российской исторической науки, Сергей Михайлович Соловьёв, высказал противоположную точку зрения: "Перед нами обширная равнина: на огромном расстоянии от Белого моря до Чёрного и от Балтийского до Каспийского путешественник не встретит никаких сколько-нибудь значительных возвышений, не заметит резких переходов. Однообразие природных форм... ведёт народонаселение к однообразным занятиям... одинаковые потребности указывают одинаковые средства к их удовлетворению, - и равнина, как бы ни была обширна, как бы ни было вначале разноплемённо её население, рано или поздно станет областью одного государства...".
Так что же такое Россия? Страна, в которой соединились разнородные части: болота и пустыни, леса и степи, разные народы и разные культуры? Или здесь однообразно всё: и природа, и культура, и люди?
Взгляд С. М. Соловьёва - это скорее взгляд со стороны. По сравнению с Западной Европой огромная территория России выглядит тягостно однообразной. Более 80 % жителей составляют русские, некоторые из небольших народностей в значительной мере обрусели. Основная часть населения сконцентрирована в средней полосе Европейской России. Природные условия здесь схожи, и пейзаж также по большей части одинаков: перемежающиеся берёзовые, осиновые, сосновые перелески, поля и приречные луга. Между тем, например, в значительно меньшей по площади Германии, включающей в себя очень непохожие равнинные и горные районы, сформировалось несколько этнических групп немцев (баварцы, саксонцы, саарцы и т. д.). Они заметно различаются между собой по культуре и языку.
Взгляд Карамзина - это взгляд изнутри. Подобная позиция обычно преобладала в русском обществе в периоды государственного могущества. Тогда жители замечали столь непохожие друг на друга тундру и пустыни, степи и горы, населённые "диковинными" народностями. Народов в России насчитывается примерно полторы сотни. Они относятся почти к 20 языковым группам и исповедуют различные религии: христианство, мусульманство, буддизм, иудаизм, шаманизм и др. Можно говорить о существовании в культуре нашей страны нескольких этнографических миров.
Богатый этнический состав населения лишь одно из проявлений внутренней неоднородности России. Кроме того, в нашей стране чрезвычайно ощутимы различия между "столицей", с одной стороны, и "провинцией" - с другой. Образ жизни в столице и вдали от неё значительно различается. Нередко даже шутят, что "есть две России: Москва и всё остальное".
Город - "столица" своей округи. Различие между столицей и провинцией в уменьшенном масштабе повторяется почти в каждой области или районе. Поэтому помимо "столичного" и "провинциального" культурных миров можно выделить "городской" и "сельский".
В культуре России сформировались яркие образы некоторых регионов страны. Название каждого такого региона для жителя России не просто сухое географическое понятие, а обозначение определённого пейзажа, погоды, нрава... Житель Сибири с гордостью скажет: "Я - сибиряк", и слушатель непременно подумает, что перед ним человек с сильным и закалённым характером. А любой услышавший слова "У нас на Кубани" представит залитые солнцем поля пшеницы.
ЭТНИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ
Различия в материальной и духовной культуре народов во многом объясняются тем, что они живут в разных природных условиях. Жители северных районов страны (ненцы, ханты, эвенки и др.) всегда были оленеводами и охотниками. Одежду они шили из оленьих шкур, ели мясо оленей или диких зверей, а деликатесным напитком считали свежую кровь, смешанную с молоком.
Жители зоны смешанных лесов (русские, некоторые финно-угорские народы) возделывали землю, носили льняную одежду, пекли хлеб, собирали грибы, ягоды и мёд, пили коровье молоко. Уроженцы степей (например, башкиры и калмыки) разводили лошадей и овец, употребляли в пищу их мясо и кумыс (напиток из кобыльего молока). В лесных районах традиционно изготовляли посуду из дерева: чаши, миски и другие ёмкости - из мягкой древесины, туеса и короба - из бересты или липового лыка, бочки и кадки - из дуба. Степные народы, занимавшиеся кочевым скотоводством, использовали для приготовления пищи преимущественно металлическую посуду (казаны, котлы), а продукты хранили и переносили в кожаных мешках - бурдюках.
Различаются и способы организации общества, семейные традиции. Так, например, у русских и других земледельцев низовой общественной единицей долгое время являлась община. Её члены владели землёй сообща, земельные наделы давали семьям на общем сходе. Была развита взаимопомощь, например при строительстве дома. Члены одной общины нередко являлись родственниками, но определяющим признаком для объединения в общину служили не кровные связи, а совместное проживание и пользование земельным участком. У многих кочевых народов общественная организация основывалась, напротив, исключительно на родовых отношениях, а традиции взаимопомощи распространялись в первую очередь на членов одного рода.
Самые сложные и тонкие различия между народами проявляются в представлениях о мире, которые отражаются в духовной культуре - обрядах и обычаях, мифах, искусстве. Природное окружение, предметы материальной культуры, семейные отношения, сформировавшиеся у данного народа, видятся его представителями не просто как "свои", но часто как единственно "правильные", как норма. У каждого народа есть собственные представления о "правильной" форме тех или иных предметов, "правильном" поведении, нормах в искусстве и т. д.
То, что одним народом воспринимается как норма, может вызвать иногда осуждение и даже отвращение у другого. Славяне, например, традиционно не употребляют в пищу конину. Русский, узнав, что кто-то ест её, сочтёт это свидетельством крайнего голода. Между тем конина - традиционная еда народов, занимавшихся кочевым скотоводством: татар, башкир и др. Различным может быть отношение не только к пище, но и к способам её обработки. Так, народы Европейской России не едят сырое мясо, а вот многие народы Севера и Дальнего Востока традиционно употребляют в пищу мясо только сырым - парное, мороженое и сушёное. В условиях Заполярья сырое мясо - единственный источник необходимых питательных веществ (при жарке и варке они разрушаются).
Часто нормы поведения обусловлены представлениями об окружающем мире. Так, русские в Сибири вырубали гектары леса, а коренные сибирские народы рубили дерево только в случае крайней необходимости. За бесцельную порубку кедра у хантов, например, полагалось крайне суровое наказание: виновного голым привязывали в тайге и оставляли на съедение насекомым. Такое отношение к дереву - результат целого комплекса представлений. Хант живёт в лесу, общается с лесом, и всё здесь наделено для него особым смыслом. В частности, многие деревья воспринимаются как дома духов. Поэтому для ханта одинаково: срубить ли дерево или разрушить дом уважаемого человека. Для русского же лес скорее мир враждебный. Не случайно в русских сказках именно в лесной чаще живёт нечисть. Многие сибирские народы относились с почтением к медведю, считали его хозяином леса. Поэтому за убийство "хозяина" на охоте они старались переложить вину, например, на ворон. Перед охотой (подходя к берлоге) и после её окончания каркали, повторяя: "Это не я убил медведя, это вороны".
Народ имеет свои представления и о норме ландшафта, и о норме пейзажа. Русские изначально - жители лесостепи. Дремучая чаща для русского страшна и враждебна, голая степь - тосклива, и только лесополь-ный ландшафт считается красивым. Наличие перелесков - непременное условие положительного отношения к ландшафту. За последние несколько веков русские заселили обширные степные пространства. Картины степи занимают в литературе не меньше места, чем лесные и лесостепные пейзажи. Но что такое степь в восприятии русских людей? Например, у Петра Андреевича Вяземского она такова:
Пусто всё, однообразно, Словно замер жизни дух; Мысль и чувство дремлют
праздно, Голодают взор и слух.
Не потому ли такую тоску порой навевает русским степь, что в их сознании закреплена иная норма пейзажа? В конце XX в. различия становятся всё менее заметны. Представители разных народов переселяются в стандартные городские дома, одеваются в одинаковую фабричную одежду, часто едят одни и те же продукты, подчиняются одним правовым нормам. Однако и в новых условиях различия в представлениях и ценностных ориентирах всё же сохраняются.
ДЕРЕВНЯ - НЕ ГОРОД
Жизнь в больших городах и глухих деревнях России из века в век настолько различалась, что впору было говорить о существовании в России отдельных культурных миров - городского и деревенского.
Начиная с петровских времён (конец XVII - начало XVIII в.) важной особенностью русской культуры стала ориентация значительной части дворянства на Западную Европу. Западную направленность получили система управления, образование, наука. Города, как средоточие этих видов деятельности, также стали преимущественно проевропейскими. Крестьян подобные изменения в культурной жизни почти не затронули. Именно с тех пор в России сосуществуют фактически два мира: городской, следующий в основном европейской моде, и сельский, сохраняющий гораздо в большей степени традиционный образ жизни. Города отличались от деревень не только архитектурными канонами и модой на одежду, но и правилами поведения людей. Так, дворянки начиная с XVIII столетия ходили с открытыми плечами, а в деревне такой костюм непременно сочли бы "срамным".
Ориентация культуры (западная или традиционная национальная) не единственное отличие города от деревни. Различное отношение к окружающему миру ведёт к тому, что образ мышления и даже представления о времени и пространстве у горожан и сельских жителей неодинаковы.
Деревенское время всегда было жёстко связано с природным циклом. В определённые часы суток поют петухи, требуют дойки и корма коровы. Со сменой времён года сменяют друг друга сезоны сельскохозяйственных работ: пахота и сев, сенокос, уборка урожая. Для горожанина природные циклы не имеют столь большого значения. Вехи городского времени - скорее записи в ежедневнике. В одно утро у городского жителя может оказаться деловая встреча, в другое - командировка, в третье - интервью.
Сельский житель вынужден мириться со случайностями, которые не зависят от его воли: заморозками, летними засухами, дождями. Непогода может погубить урожай, как бы ни старался крестьянин. Деревенская жизнь располагает к наблюдению, созерцательному мышлению. В городе, напротив, гораздо чаще приходится оценивать получаемую информацию и принимать решение почти мгновенно (даже когда просто идёшь по улице), поэтому городской образ жизни побуждает к активному действию, управлению собственной судьбой.
Сельский мир России известен своим коллективизмом, взаимопомощью. Крестьянин всегда на виду, постоянно ощущает отношение соседей - поддержку или осуждение. На свадьбу или на похороны собирается вся улица, а иной раз - деревня. В городах люди чувствуют себя более обособленно, даже отчуждённо, чаще страдают от одиночества. Не случайно один из самых ярких образов города в русской литературе - образ холодного Петербурга, равнодушного к судьбе простого, "маленького" человека.
НЕПОХОЖИЕ РЕГИОНЫ
Черты культуры каждого региона определяются влиянием многих причин: этническим составом населения, особенностями исторического развития, долей сельских и городских жителей и т. п.
Выражение "поехать на Север" в России не просто указание на сторону горизонта. Север России ассоциируется с суровым климатом, городами-новостройками, часто необустроенными, а то и временными посёлками, куда "только самолётом можно долететь". Не случайно приехавшие в холодный край люди, остро ощущая свою оторванность от остального мира, более южные районы страны по традиции называют "материком", будто сами они живут на затерянном острове. Чувство оторванности оказывает, пожалуй, определяющее влияние на современную культуру этого региона.
Один из наиболее самобытных регионов России - Урал. Это единственный горный район, издавна населённый русскими. Массовое заселение Урала происходило в XVII-XVIII вв. и было связано со строительством железоделательных заводов и добычей разнообразных полезных ископаемых. С тех пор большую часть жителей региона составляют рабочие; недаром Урал славится как край суровых мастеровых. Только на Урале могли родиться нетипичные для России в целом сказки Павла Петровича Бажова с их особыми героями - рудознатцами и камнерезами; с их диковинными превращениями и правдивыми случаями.
Культура России богата и разнообразна. Множество самобытных культурных миров, развиваясь по своим законам, благотворно влияют друг на друга и в целом служат укреплению единой огромной страны.