Понятие «партия» (от лат. partis — «часть, участие») очень широкое. В самом обшем значении это слово подразумевает любую группу людей, объединённых общностью интересов. Есть религиозные, националистические, экологические, профессиональные и другие партии. Из исторических романов известно о «карликовых» придворных партиях, которые плели интриги вокруг монарших престолов.
В СССР была одна партия — коммунистическая. Она состояла из двух неравнозначных частей: так называемой номенклатуры, т. е. сравнительно немногочисленных штатных работников, получавших за свою деятельность зарплату, и огромного большинства (около 19 млн) рядовых коммунистов. Партийная номенклатура по существу управляла страной: контролировала экономику, подбирала людей на руководящие должности, обеспечивала порядок в государстве и незыблемость политического строя. Решения партийного руководства были обязательны для исполнения всеми звеньями управления. Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС) представляла собой один из наиболее совершенных в мировой истории образцов партии как государственной машины. При такой организации общества любая антипартийная деятельность или выражение несогласия с курсом КПСС расценивались как преступление против государства.
Легальной политической оппозиции — т. е. партии, не согласной с деятельностью властей — в СССР не было. Но логика общественного развития брала своё: при отсутствии открытой борьбы за власть с другими партиями внутри самой КПСС постоянно существовала
конкуренция различных «партий номенклатуры». Внешне победа одной номенклатурной партии над другой проявлялась как решение высшего руководства, будь то кадровые перестановки, разоблачение «антипартийной группы», различного рода «уклонов» и т. п.
Выборы в государственные органы власти при сложившейся системе управления были простой формальностью. В избирательные бюллетени заносились фамилии только тех людей, которые устраивали партию (а значит, и государство). Пустой бюллетень без пометок избирателя считался поданным «за»; при подсчёте бюллетеней допускались лишь наблюдатели от КПСС или от тесно связанных с ней организаций. Результатом становилось почти стопроцентное голосование избирателей за «блок коммунистов и беспартийных».
В 1991 г. вместе с развалом СССР рухнула и правящая партия — КПСС.
Политический язык современной России ешё не выработал юридически точного определения понятия «политическая партия». В 1998 г. Министерством юстиции были зарегистрированы десятки политических общественных объединений, каждое из которых, согласно его уставу, претендует на участие в политической жизни и выборах в органы власти. Многие такие объединения называют себя партиями: есть Демократическая партия России, Крестьянская партия России, Народно-патриотическая партия, Партия российских регионов, Партия самоуправления трудящихся, Православная партия России, Российская христианско-демократиче-ская партия, Экологическая партия России «Кедр» и др. В 1995 г. к выборам в Государственную Думу готовились 43 избирательных объединения, среди которых числилась и такая экзотическая, как Партия любителей пива.
Подобное обилие партий — один из признаков низкой политической культуры в обществе. Огромная доля населения ешё не научилась ясно соотносить свои интересы с интересами претендующих на власть политических групп и их лидеров.
Тем не менее из «первичного хаоса» уже выделилось несколько весомых избирательных объединений; с их программами и лидерами всё большее число избирателей связывают свои надежды на улучшение жизни. В подобной ситуации главная задача государства — обеспечить гражданам возможность честного и свободного выбора между политическими силами, т. е. сохранить многопартийную систему и механизм законного перехода власти от одной политической группы к другой.
Организация государственной власти в Российской Федерации основана на иных по сравнению с принятыми в СССР принципах. Воля народа, выраженная через прямое всеобщее тайное голосование, имеет действительно решающее значение. Прямым всеобщим голосованием избирается глава государства — Президент Российской Федерации.
Необходимым противовесом Президенту и подчинённой ему исполнительной власти служит Федеральное Собрание (или парламент) Российской Федерации, представляющее законодательную ветвь власти. Этот орган состоит из двух палат. Верхняя — Совет Федерации — формируется из руководителей 89 регионов страны (субъектов федерации). Нижняя палата — Государственная Дума (450 депутатов) — как и Президент, избирается всеобщим прямым тайным голосованием.
Чтобы соблюсти максимально точное отражение интересов избирателей, выборы в Государственную Думу построены по особой системе. Половина состава Думы (225 депутатов) избирается по так называемым партийным спискам (точнее, по спискам избирательных объединений). Это значит, что каждый избиратель может отдать голос за любую партию, зарегистрированную Центральной избирательной комиссией России (Центризбиркомом), и включённую в избирательный бюллетень. (В 1995 г. голосовавшие выбирали из 43 объединений.) На стадии регистрации партии или объединения партий подают в Центризбирком списки своих кандидатов (не более 270 человек). По результатам выборов 225 вакантных мест в Думе распределяются между избирательными объединениями пропорционально количеству набранных ими голосов.
Так в 1995 г. выявились крупнейшие партии России конца XX в. Возглавляет список Коммунистическая партия Российской Федерации, которая набрала на выборах 22,3 % голосов и получила 99 мандатов в Государственной Думе. Либерально-демократическая партия России получила 11,2 % голосов и 50 мандатов; движение «Наш дом — Россия» — 10,1 % и 45 мандатов; за объединение «Яблоко» проголосовало 6,9 % избирателей, и оно получило 31 мандат.
Действующая подобным образом избирательная система называется пропорциональной и обеспечивает представительство в нижней палате парламента ведущих политических партий. В России взят за основу 5-процентный барьер: избирательные объединения, получившие на выборах менее 5 % голосов, отстраняются от распределения депутатских мандатов. В результате в парламент не прошли представители таких движений, как «Женщины России», «Коммунисты — Трудовая Россия — за СССР», Конгресс Русских Обшин и др. 225 мест в Госдуме поделили между со-
бой 4 избирательных объединения, в сумме набравшие 50,5 % голосов. Оставшиеся 49,5 % голосов оказались распылёнными между многочисленными маловлиятельными партиями, из которых ни одна не преодолела 5-процентный барьер. Несомненно, это серьёзный изъян действующей в нашей стране пропорциональной системы голосования. Не следует, однако, забывать, что так распределяются только 225 из 450 мандатов.
Вторая половина нижней палаты формируется на основе мажоритарной (от франи. majorite— «большинство») системы голосования и представляет не столько политические партии, сколько разнообразные регионы страны. Для выборов по этой системе территория России делится на 225 избирательных округов с примерно одинаковой численностью избирателей. Каждый округ имеет право делегировать в Госдуму одного представителя (поэтому округа называют одномандатными). Обладателем мандата в итоге становится кандидат, набравший больше всех голосов в данном округе. По мажоритарной системе в Госдуму проходят депутаты, тесно связанные с конкретными регионами и отражающие интересы живущих там людей. У мажоритарной системы также есть серьёзные недостатки. Главный из них — возможность пройти в парламент, заручившись поддержкой весьма небольшого числа избирателей. Например, в 1995 г. во Всеволожском избирательном округе Ленинградской области победитель набрал всего 10,4 % голосов.
Сочетание пропорционального и мажоритарного принципов позволяет назвать действующую систему выборов в Государственную Думу смешанной.
Выборы Президента Российской Федерации по сравнению с выборами
депутатов организованы проше. Среди зарегистрированных Центризбиркомом и внесённых в избирательный бюллетень кандидатов побеждает тот, кто набрал большинство голосов (50 % плюс один голос). При этом на выборы должны прийти не менее половины избирателей. Если голоса распределились так, что больше 50 % голосов не набрал никто, Центральная избирательная комиссия назначает повторное голосование (второй тур). В ходе его определяется, кто из двух кандидатов, набравших в первом туре наибольшее число голосов, станет победителем. Такое голосование должно состояться не позже чем через 15 дней после первого.
Именно так развивались события на выборах Президента России в 1996 г. Тогда на пост главы государства официально претендовало 10 кандидатов. В первом туре (16 июня) Б. Н. Ельцин набрал 35,3 % голосов, Г. А. Зюганов — 32,0 %, А. И. Лебедь — 14,5 %. Остальные 7 кандидатов в сумме набрали около 15 %. При повторном голосовании, состоявшемся 3 июля 1996 г., победа досталась Ельцину (53,8 %), тогда как Зюганов получил 40,3 % голосов. Против обоих кандидатов высказались 4,8 % голосовавших.
Как свидетельствует мировой опыт, для формирования устойчивой политической системы страна должна пройти через пять — семь избирательных кампаний, в ходе которых граждане узнают истинную иену предвыборных обещаний политиков и учатся точнее формулировать политические предпочтения. В то же самое время среди политических партий происходит отсеивание «карликов» или их поглощение и формирование крупных и ответственных избирательных блоков — с чёткими целями, долговременными политическими программами и надёжными лидерами.