Главная часть русского народного костюма (и мужского, и женского) - рубаха. У детей и подростков (примерно до 13 лет) она часто являлась единственной одеждой. Рубаха соприкасается с телом человека, который носит её: ворот с шеей, рукава с руками. Поэтому на Руси к ней было особое отношение. Рубаху берегли как зеницу ока: если доберётся до неё злой человек и произнесёт вредоносное заклинание, владелец рубахи может заболеть. И наоборот: перед дальней дорогой стоит произнести над ней заклинание-оберег, и все неприятности в пути пройдут стороной. Ворот, рукава и подол рубахи украшали богатой вышивкой. В древности все узоры имели определённое значение: одни оберегали от болезней, другие от сглаза, третьи от неудач и т. д. Позже значения символов забыли, но, по традиции, магические узоры продолжали жить на русской одежде.
Рубахи шили из льняной или конопляной ткани. Они могли быть цельными и составными. Уельные, сшитые из продольных полотниш носили девушки и старухи на юге Европейской России. В XIX в. стали распространяться составные. Две части соединя-'ли швом по талии, причём верхнюю шили из тонкой покупной ткани, а низ - из грубого домотканого холста.
Самая красивая часть женской рубахи - рукава. Руки крестьянок творили чудеса, поэтому и обрамление у них должно быть подобающим. Формы рукавов встречались разнообразные: прямые, суживаюшиеся или расширяющиеся к кисти, пышные у плеч и др. Рукава украшали вышивкой, аппликациями, нашивками; манжеты - кружевами.
Мужские рубахи отличались от женских скромностью узоров. Рукава делали в основном прямыми, а под мышками пришивали так называемые ластовицы - нашивки разнообразных форм, предохранявшие ткань от протирания. Аля свадьбы и праздников шили рубахи-долгорукавки - с рукавами в два метра и прорезями для рук. Эти рубахи символизировали праздность их владельца - в такой одежде не поработаешь. Недаром в известной поговорке говорится: "Работать спустя рукава".
На юге Европейской России долго сохранялась древнейшая форма женской одежды - понёва. Рубаха с понёвой - типичный женский костюм южных областей России. Современному человеку понёва может показаться чем-то средним между набедренной повязкой и юбкой. Сшивали три куска ткани (обычно клетчатой шерстяной домашнего производства), у пояса получившееся полотнище собирали на шнуре. Понёву вышивали яркими нитками и бисером, украшали нашивками; преобладал геометрический орнамент: ромбы, квадраты, треугольники. К началу XX в. понёва почти исчезла из обихода. В некоторых районах она превратилась в юбку, а в других её вытеснил сарафан.
Слово "сарафан" пришло в Россию из Персии, где оно значило "почётная одежда". В русских документах XIV в. так назывался мужской кафтан. Женскую одежду именовать сарафаном стали позже. Сарафан и рубаха составляли основу женского костюма северных и центральных областей Европейской России. Самым древним считается глухой сарафан, сохранявшийся к середине XIX в. на северо-западе. Переднее полотнише было цельным, а по бокам вставляли клинья. У распашного сарафана перёд шили из двух полотниш и соединяли их красивыми металлическими или деревянными застёжками. Сарафаны украшали богатой вышивкой. На севере узоры изображали животных и растения.
Повседневный женский костюм включал и передник. Передники служили не только для зашиты одежды от загрязнения - они скрывали неукрашенные части одежды. Обычно их шили из домотканой материи и богато украшали вышивкой.
Мужская одежда крестьян была одинакова практически во всех регионах России и не столь красочна, как женская. Основной частью мужского костюма являлась рубаха. Взрослые носили также порты - штаны из домотканой материи чёрного или синего цвета в полоску. Украшения на них встречались редко. Сохранились только исключительно редкие варианты свадебных штанов с вышивкой.
Важной частью костюма считался головной убор. Мужчины носили овчинные шапки, валяные шляпы из серой, белой или коричневой шерсти, с полями и без них (типа колпака). Праздничные шляпы украшались вышивкой, лентами и перьями. С XIX в. повсеместно распространился картуз с козырьком, похожий на военную фуражку.
Русские люди издавна верили, что в волосах женшин скрыта магическая сила, которой их одарила земля. Поэтому женшины тщательно прятали свои косы. Считалось грехом, если замужняя женшина "засветила волосом", т. е. показалась на людях с непокрытой головой, простоволосой. Чтобы опозорить женщину, её могли "окосматить" - прилюдно сорвать головной убор. Девушки в отличие от женшин не закрывали волосы, они носили повязки, ленты, венки.
На юге бытовал головной убор типа "сороки", иначе называемый кичкой или рогатой кичкой. Этот сложный предмет туалета состоит приблизительно из двенадцати частей, а весит около пяти килограммов.
Один из самых распространённых женских головных уборов на севере России - кокошник. Название происходит от слова "кокошь", обозначающего у всех славян петуха или курицу. Характерная деталь кокошника - гребень. Гребень может идти поперёк головы (от лба до затылка) или охватывать голову наподобие нимба. Первый тип встречается и в северных, и в южных регионах Европейской России, второй, как правило, на севере. Северные уборы делались на заказ и нередко стоили дороже коровы. Их бережно хранили и передавали из поколения в поколение. Шились кокошники обычно из дорогих тканей: бархата, парчи, атласа. Вышивали их золотыми и серебряными нитями и усыпали речным жемчугом или битым перламутром. Иногда число жемчужин достигало 200-300, а иногда и 1000 штук.
Известного путешественника. XIX в. барона Гакстгаузена восхитила картина, увиденная им в Вологодской губернии. Однажды утром из своих окон он наблюдал необычное шествие - это крестьянки в праздничных костюмах и кокошниках шли в иерковь.
В XVIII в. жемчужный промысел, процветавший на Русском Севере, начал приходить в упадок. Перестали создаваться и кокошники былой красоты, но ешё долгое время женщины появлялись в головных уборах своих бабушек.