Двенадцать племён древних евреев, или, как они называются в Библии, "колен" Израиля, заселили Палестину и создали там государство. Оно знало периоды расцвета и упадка, подпадало под власть иноземных завоевателей и вновь обретало независимость. В VIII в. до н. э. его покорили ассирийиы и увели в плен большую часть населения - десять колен. Позже государство восстановили, однако многие евреи остались на чужбине; так было положено начало еврейской диаспоре (греч. "диаспора" - "рассеяние"). При этом для всех евреев независимо от того, где они жили, духовным центром всегда оставался Иерусалим. Евреи в диаспоре старались не смешиваться с местным населением и строго придерживались своей религии - иудаизма.
Основателем иудаизма считается Авраам, родоначальник евреев и арабов, а строгие правила дал Моисей, выведший свой народ из Египта в середине II тысячелетия до н. э. Иудаизм учит, что Бог выбрал евреев среди других народов мира. Однако подобная избранность отнюдь не означает более высокого положения: к верующему еврею предъявляются повышенные требования. Так, чтобы попасть в рай, он должен соблюдать 613 обязанностей и ограничений, а иноверцу достаточно 10 заповедей. Эта избранность означает и преследования, и гонения, и испытания, которые, как полагают иудаисты, Бог посылает, чтобы проверить силу веры. Национальное и религиозное слиты у евреев так, как, кажется, ни у какого другого народа: перешедший в другую веру становится для Израиля мёртвым. Но иноверец, принявший иудаизм, принимает и всех предков еврейского народа: считается, что он ведёт своё происхождение от сынов Иаковлевых. Поэтому различить, где в древних описаниях и летописях речь идёт о евреях по происхождению, а где об иудеях лишь по религии, иной раз невозможно.
В I в. до н. э. еврейское государство завоевала Римская империя. Подавив несколько отчаянных восстаний евреев, римляне начали выселять их из Палестины. Многие оказались в отдалённых германских провинциях, в приграничных землях на реке Рейн, где для переселенцев настоящим испытанием явился суровый и непривычный климат. Именно они дали начало самой многочисленной ныне этнической группе евреев - ашке-назам ("Ашкеназ" - еврейское наименование Германии). В наше время 75- 80 % евреев в мире, и в России в том числе, - ашкеназы.
В XIV-XVI вв. значительное количество ашкеназских евреев переселились на восток Европы - в Польское королевство (с XVI в. - Речь Посполитая), в состав которого входили территории современных Украины, Белоруссии, Литвы, ряда западных областей России. Именно на этих землях окончательно сформировалась этническая группа аш-кеназов и сложился их язык (идиш). Идиш - один из германских языков. Возник в X-XIV вв. на базе одного из немецких диалектов, который подвергся значительному влиянию древнееврейского и славянских языков.
В VII-VIII вв. на землях, простиравшихся от устья Днепра до Азовского моря, включая Северный Кавказ, сложилось государство тюркоязычного народа хазар - Хазарский каганат. Некоторую часть его населения составляли евреи, и в VIII в. каганат принял иудаизм в качестве государственной религии.
В X в. Хазарский каганат рухнул под ударами Киевской Руси. Хазары слились с разными народами, а значительная их часть - с евреями. С течением времени в Восточной Европе и небольшие этнические группы евреев влились в число ашкеназов, превосходивших их численно и экономически.
Отношение к евреям на Руси было настороженным - как к "врагам Христовым": в византийской церковной литературе утверждалось, что евреи отвращают христиан от их веры и обращают в свою.
Поэтому власти Московской Руси запрещали евреям въезд в страну, а тем более поселение. Это позволялось лишь тем, кто соглашался креститься. Так попали в Москву и даже стали монахамииконописцами Иван Башмаков, Василий Познанский, книжник Арсений Грек. Матюшка Григорьев-Еврей (Еврейн) стал основателем дворянского рода Евреино-вых, внёсших заметный вклад в русскую культуру. Будущего первого генерал-полицмейстера Петербурга А. Девиера, потомка испанских евреев - марранов, Пётр Великий вывез из Голландии, а впоследствии за ревностную службу пожаловал ему титул графа.
В результате раздела Польши в конце XVIII в. значительная её часть - особенно густо населённая евреями - вошла в состав России. И уже в первой половине XIX в. больше половины всех евреев мира оказались в Российской империи. В 1791 г. царское правительство установило черту оседлости: евреям запрещалось селиться вне пределов указанных земель (территории современных Украины, Белоруссии, Литвы и Молдавии). Просуществовала она почти до Октября 1917 г. Для того чтобы выехать за черту оседлости, достаточ-- но было креститься, однако желающих сменить веру нашлось немного. Большинство евреев проживали в местечках (так называли поселения и крошечные города), придерживались собственной системы самоуправления, плохо, а часто и вовсе не владели русским языком. Говорили на идише, но все взрослые мужчины и некоторые женщины владели ивритом. Он считался единственно достойным языком для литературы и деловых бумаг.
Основные занятия евреев того времени - ремесленничество, торговля, мелкое предпринимательство и очень часто огородничество. Среди них было много крупных купцов, ростовщиков, подрядчиков.
Нельзя сказать, что российское правительство пыталось влиять на евреев лишь репрессивными мерами. Ешё в начале XIX в. в Новороссии были созданы еврейские земледельческие колонии. Почти все они (после Октября 1917 г. преобразованные в колхозы) просуществовали до немецкой оккупации во время Второй мировой войны. При Николае I, в 1827 г., для евреев ввели воинскую повинность; до этого вместо неё они платили особый налог. Малолетних детей надлежало определять в школы кантонистов, где их обучали - в условиях армейской палочной дисциплины - русскому языку, письму, арифметике. В школах детей - и небезуспешно - убеждали (кнутом и пряником) креститься. В еврейской среде слова "школа кантонистов" вызывали ужас, однако польза от обучения была, /и немалая. С детства подготовленные, грамотные кантонисты занимали привилегированное положение среди солдат: они становились фельдфебелями, унтер-офииерами, писарями. По выходе в отставку они могли селиться повсеместно, становились на первых порах мелкими чиновниками в полиции, в уездном и городском самоуправлении. При этом, поскольку их благосостояние было связано исключительно с государственной службой, служили они ревностно и по той же стезе направляли своих детей. К концу XIX в. многие чины полиции, начальники тюрем и пожарных команд происходили из евреев-кантонистов.
В царствование Александра II, в эпоху великих реформ, евреев стали приобщать к европейскому - русскому - просвещению. Для начала потребовали отказаться от национального костюма - халата, кафтана, отороченной мехом шапки - и перейти на европейскую одежду. В государственных еврейских школах обязательными считались такие предметы, как русский язык, география, математика. Евреи с высшим образованием, богатые купцы, некоторые категории ремесленников получили право жить повсеместно.
К концу века заметные обшины евреев возникают в Петербурге, Москве и в других городах. Причём еврейское население, скажем, Москвы и Петербурга, состоявшее в основном из зажиточных и образованных людей, довольно скоро перешло на русский язык, который заменил идиш. К языку простонародья в черте оседлости - идишу стали испытывать презрение, но "святой язык" Библии - иврит сохранял престиж и обязательно изучался в большинстве семей.
В русской культуре, искренне усвоенной образованными евреями, появляются видные деятели еврейского происхождения: скульптор Марк Антокольский, художники Леонид Пастернак (отеи поэта Бориса Пастернака) и Исаак Аевитан. Многие из них крестились, например композиторы братья Антон и Николай Рубинштейны, философ Лев Шестов и др.
В конце XIX в. в государственной политике по отношению к евреям возобладал антисемитизм. Евреи подвергались таким ограничениям, как "процентная норма" (она ограничивала число евреев - гимназистов и студентов), запрет на занятие почти всех государственных должностей, запрет жить в сельской местности. К сожалению, среди слов, которыми русский язык обогатил иноземные наречия, не последнее место занимает слово "погром". Правда, на территории России в её нынешних пределах погромов почти не было (они случались в основном на землях современной Украины), но империя тогда являлась единой и умолчать о погромах не представлялось возможным. Всё это привело к массовой еврейской эмиграции, прежде всего в США.
После Октября 1917 г. и гражданской войны, когда погромы последовательно и резко осудили только большевики, у большинства евреев появилась надежда на новую жизнь. Однако веру-юшие опасались, и не без оснований, религиозных гонений. Увы, они не ошиблись, и вряд ли им было легче от того, что большевики преследовали не только иудаизм.
Во внутренние районы России - особенно в крупные города - из бывшей черты оседлости начали переселяться люди, не имевшие работы и средств к существованию. Уже во втором поколении многие переходили на русский язык, старались получить образование (в первую очередь медицинское и техническое). Связь с еврейскими традициями постепенно утрачивалась. Язык Библии - иврит властями был объявлен "реакционным".
Некоторые поддерживали связь с родным местечком, старались привезти оттуда жену для сына, отправляли летом к бабушке с дедушкой детей - и тем сохраняли и язык, и знание традиций. В Москве были созданы лучший в мире еврейский театр "Госет" под руководством Соломона Михоэлса, еврейское издательство "Дер Эмес". Но еврейское местечко со всем, что его наполняло, - идишем, фольклором, музыкой, традиционной еврейской кухней - погибло во время немецкой оккупации.
В конце 40-х гг. в СССР были ликвидированы еврейская пресса, музеи, театры. Неофициально, но строго соблюдалась "процентная норма" в вузах, при приёме на работу. Поэтому с конца 60-х гг. усилилась эмиграция евреев; уезжали в основном в Израиль и США.
В конце XX в. в России живёт свыше полумиллиона евреев, в основном в больших городах. Самые крупные обшины находятся в Москве и Санкт-Петербурге, а в Еврейской автономной области, созданной в 1934 г., евреев немного. Разговорный язык российских евреев - русский, и вряд ли можно ожидать возрождения идиша, хотя интерес к нему в последние годы заметно возрос; существенно расширилось знание иврита. Довольно стойко сохраняются любовь и интерес к еврейскому музыкальному фольклору, традиционной кухне. Большая часть евреев работает в сфере образования, науки, культуры, промышленности; незначительное количество - в торговле и сфере обслуживания.
Сельским хозяйством занимались горские евреи, проживающие в Дагестане и некоторых других районах Кавказа. Горские евреи (их в России свыше 10 тыс.) могут быть отнесены к коренным народам России. Как полагают учёные, эта этническая группа возникла в результате смешения еврейских переселенцев из Ирана с татами и хазарским населением Дагестана. Говорят горские евреи на татском языке иранской языковой группы, хотя практически все владеют русским. Вследствие сельскохозяйственной политики, разорившей процветавшие горскоеврейские колхозы в Дагестане, и роста мусульманского фанатизма на Кавказе увеличилась эмиграция горских евреев.