Древнерусская церковная музыка породила удивительное явление. На протяжении многих столетий жизнь России невозможно было представить без звона колоколов. Традиция колокольных звонов родилась в Новгороде. Далеко за его пределами славились звоны Софийского собора и Юрьевского монастыря. Колокола звучали не только во время церковной службы. Новгородские колокола-набаты собирали горожан на вече (народное собрание в древней и средневековой Руси) воз-вешали о приближении врага, предупреждали о пожарах и других бедствиях.
С течением времени большие звонницы появились во многих городах и крупных монастырях. Свои прекрасные звоны были и в Москве. Иностранцев поражали число и размеры колоколов - только на колокольне "Иван Великий" в Кремле к началу XVII в. насчитывалось 37 колоколов. Удивлялись иноземцы и тому, что в Москве звонят, раскачивая за верёвку язык колокола, а не сам колокол, как принято в Европе. Именно благодаря этой особенности русские звоны более ритмичны, что позволяет создавать разнообразные формы колокольной музыки: простой звон, перезвон, трезвон и многие другие.
К колоколам на Руси относились особо, почти как к живым существам. Им давали собственные имена ("Uapb-колокол" - в Московском Кремле), а также узнавали по голосам ("Сысой", "Полиелей", "Лебедь" - в Ростовском кремле). Известна история о том, как Борис Годунов (1598-1605 гг.) приказал
сослать угличский колокол в Сибирь. Перед этим его высекли плетьми и вырвали язык. "Вина" его заключалась в том, что после загадочной смерти малолетнего царевича Димитрия в этот колокол ударили набат и вызвали большие волнения в народе.