"Железный занавес" отгораживал Россию от остального мира на протяжении всей сталинской эпохи. Такая ситуация не могла продолжаться вечно. После, войны молодёжь увидела американские фильмы с джазовыми ансамблями, услышала трофейные пластинки с записями европейских музыкантов. Новые ритмы и мелодии вызвали волну массового интереса к современной музыкальной жизни за рубежом.
Время для такого знакомства пришло в коние 50-х гг. - в период так называемой хрущёвской "оттепели". Моментом прорыва послужил VII Международный фестиваль молодёжи и студентов 1957 г. Толпы молодых иностранцев наполнили тогда Москву. Среди них были поэты, художники-модернисты, джазмены - все были модно одеты и все танцевали рок-н-ролл. Стало ясно, что наступила эпоха новой музыкальной культуры.
Настоящий бум поднялся в России после проникновения в страну музыки
"Битлз". Простота красивых мелодий и совершенно естественное звучание голосов Ливерпульской четвёрки создавали ошушение того, что это "свои парни". Им хотелось подражать, и сотни русских ребят взяли в руки электрогитары. В школах, институтах, домах культуры начали возникать самодеятельные коллективы. Поначалу они лишь копировали своих западных кумиров. На таниах исполнялись песни "Битлз", а также "Роллинг Стоунз", "Манкиз". Одним из самых заметных среди первых в России рок-музыкантов был Александр Градский, который вместе с друзьями организовал в 1965 г. группу "Славяне".
С начала 70-х гг. популярность приобрели "Лед Зеппелин", "Дип Пёрпл", "Пинк Флойд"; настоящим, откровением для меломанов стала рок-опера "Иисус Христос Суперзвезда". Записи западной музыки распространялись в основном через "чёрный рынок". Появились первые песни в стиле рок на родном языке, причём тексты их отличались яркостью, глубиной и сложностью образов. Андрей Макаревич однимиз первых начал исполнять свои собственные сочинения и петь о проблемах, близких тем, кто их слушает. Именно этим объясняется колоссальная популярность его рок-группы "Машина времени" в 70-80-х гг.: поклонники лаже окрестили её "русскими Битлз".
О рок-группах не писала пресса, молчало телевидение и радио. Выступали они в основном на нелегальных концертах, которых, впрочем, было немало.
Но постепенно отдельные коллективы стали объединяться. В 80-х гг. образовалось мощное рок-движение. Историческим событием в развитии этого движения стал фестиваль, который прошёл в 1980 г. в Тбилиси. Одним из главных его организаторов стал журналист Артём Троицкий, пригласивший в столицу Грузии талантливых музыкантов со всей страны. Этот фестиваль уже нельзя было не заметить: информация о нём распространялась по каналам ТАСС. Наступала эра официального расцвета рока.
На тбилисском фестивале играла группа "Аквариум", уже завоевавшая популярность в обеих столицах. По сравнению с другими, относительно респектабельными рокерами "Аквариум" вёл себя на сиене исключительнораскованно и спровоцировал настоящий скандал. Зато музыка группы открыла массе слушателей совершенно новый мир. Конечно, она тоже сложилась под евро-американским влиянием, но для русского рока характерно то, что слова в нём важнее музыки. Песни лидера "Аквариума" Бориса Гребенщикова - настоящая поэзия.
"Уличный" колорит в мелодиях и текстах стал характерен для "новой волны" русского рока, развивавшейся в 80-х гг. Люди с улицы, ведущие обычные разговоры и путающиеся в сетях бытовых проблем, сделались, например, героями песен группы "Зоопарк" во главе с Майком Науменко.
И "Аквариум", и "Зоопарк" представляли ленинградский рок. В этом городе в начале 80-х гг. был создан первый в стране рок-клуб, из которого вышло ешё немало самобытных групп, в том числе "Кино" Виктора Цоя и "Алиса" Константина Кинчева.
В Москве картина также была чрезвычайно разнообразной. Здесь играют, например, "Звуки My" с эксцентричным Петром Мамоновым, балансируюшим на грани смешного и страшного. Не остаётся без внимания и тяжёлый рок, представляемый мелодичным металлом "Арии".
В 80-х гг. рок-музыка завоевала и провинцию. Сразу несколько групп появилось в Свердловске, из Уфы родом "ЛАТ" Юрия Шевчука. А в Череповце сочинял песни удивительный поэт Александр Башлачёв, который, по выражению А. Троицкого, "сконцентрировал в себе вселенную любви и боли"...