МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА
"...Единственно наше желание и воля состоит в произведении народного благополучия к славе отечества... но как всякое добро происходит от просвещённого разума, а напротив того зло искореняется, то" проект "...о учреждении... в Москве университета для дворян и разночинцев... всемило-стивейше конфирмовали (т. е. утвердили. - Прим, ред.)", - говорилось в Указе императрицы Елизаветы Петровны от 12 января 1755 г.
Московский государственный университет носит имя Михаила Васильевича Ломоносова не случайно: именно великому русскому учёному принадлежал проект его создания. По мысли Ломоносова, перед университетом стоят две благородные задачи; научные исследования и служба на благо государства. Ломоносов настоял, чтобы здесь имели право учиться выходцы из всех социальных сословий, даже вольноотпущенные крестьяне; он добился казённого содержания для 30 студентов и 100 учащихся основанной при университете гимназии. Первоначально открылись три факультета - юридический, медицинский и философский; богословского факультета, обязательного для университетов Европы, не было.
Осуществить проект М. В. Ломоносова было бы невозможно без помоши графа Ивана Ивановича Шувалова (1727-1797), образованнейшего человека своего времени, первого куратора Московского университета и президента Академии художеств. Шувалов сам закупал книги и учебные пособия, приглашал европейских профессоров. Он многое сделал для того, чтобы преподавание велось на русском языке. Приглашённые профессора читали лекции на родном языке (немецком, французском и др.) или на латыни. К тому же в русском языке не существовало научных терминов для обозначения ряда понятий. Например, "куб" переводился как "костка", "радиус" - "луч", "синус" - "лоно" и т. д. Понять что-либо из такого перевода было весьма , сложно. Официально преподавание на русском ввёл Указ Екатерины II от 1768 г. "Ради успешного распространения знаний на общую пользу" в 1756 г. была основана университетская типография. За первый год своей деятельности типография выпустила 14 книг, среди которых том сочинений М. В. Ломоносова. В дальнейшем здесь вышли первое издание романа Н. В. Гоголя "Похождения Чичикова, или Мёртвые души", "Записки охотника" И. С. Тургенева, "История России с древнейших времён" С. М. Соловьёва. "Для любителей наук и охотников чтения" открылась университетская библиотека; ныне она насчитывает 8 млн томов. В 1757 г. при Московском университете была основана Академия художеств. В 1764 г. она выделилась в самостоятельное учебное заведение и её перевели в Петербург. Выпускниками академии шуваловского периода стали известные мастера русского искусства XVIII в.: скульптор Ф. И. Шубин, архитекторы В. И. Баженов и И. Е. Старое. И. И. Шувалов передал в дар академии коллекцию из 104 картин кисти Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Тинторетто, Веронезе.
Здание университета рядом с Курятными (ныне Воскресенскими) воротами из-за малых размеров называли "дом на курячьих лапках". По проекту талантливого русского архитектора эпохи классицизма Матвея Фёдоровича Казакова в 1786-1793 гг. возвели новое здание на Моховой. Крупную сумму на его строительство пожертвовал промышленник Павел Григорьевич Демидов, основатель Демидовского лицея в Ярославле.
Университет обладал и хозяйственной, и политической самостоятельностью - во всяком случае, появление полицмейстера на его территории было чем-то из ряда вон выходящим.
Екатерина II и её внук Александр I руководствовались одной из основных идей эпохи Просвещения: душа человека - чистая доска, а общество заполняет её и добром, и злом. Задача государства - воспитание достойного человека. В 1803 г. появляются "Предварительные правила народного Просвещения". Согласно этому документу, империя делилась на шесть округов, в каждом из которых должен быть свой университет. Были приняты уставы об автономии университета. Все вопросы, согласно им, решались собранием профессоров; на них выбирали ректоров и деканов. Книги, отпечатанные в университетской типографии с одобрения Совета университета, освобождались от всякой цензуры. Численность студентов Московского университета к этому времени достигла 700 человек.
Однако позже государство стало сдерживать рост просвещения, видя в нём источник мятежных настроений. В 1847 г. были отменены право вольнослушателей посещать университетские лекции; ректор теперь не выбирался, а назначался приказом министра просвещения. Профессора, согласно инструкции 1850 г., перед началом курса должны были представлять программу, "чтобы в содержании... не укрылось ничего, не согласного с учением православной церкви или с образом правления и духом государственных учреждений". Впрочем, эти полицейские меры стали постепенно отменяться.
Московский университет способствовал созданию Казанского, Харьковского университетов, провинциальных гимназий, Благородного пансиона. По инициативе и при содействии университета во второй половине XIX - начале XX в. возникли известные московские музеи - Политехнический (ныне Государственный политехнический), Исторический (Государственный исторический), Зоологический, Антропологии (оба в составе Московского университета), Изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина); открылись Ботанический и Зоологический (сейчас - Московский зоопарк) сады. В 1811 г. при Московском университете возникает Общество любителей российской словесности (прекратило свою деятельность в 1830 г.), действительными членами которого в разное время были А. С. Пушкин, Е. А, Баратынский, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов и другие известные поэты и писатели. В 1863 г. основано Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии.
Роль Октябрьской революции в истории университета двойственна. В 1917 г. большевики объявили, что право поступать в университет имеют все, независимо от полученного ранее образования. На короткое время был принят "бригадно-лабора-торный метод" сдачи зачётов, когда индивидуальный экзамен заменялся отчётом одного из "бригады". Всё это, бесспорно, снизило уровень образования. Новые власти ввели жёсткий идейный контроль преподавателей - независимое мышление не допускалось. Несогласных высылали за границу, отстраняли от преподавания. Университет как центр независимой мысли было предложено разделить на ряд институтов. "Пора старичку университету на 175-лет-ном юбилее своей жизни на покой", - сказал ректор А. Д. Удальцов. Именно в то время превратили в отдельные институты факультеты: медицинский, философский, советского права.
Однако в государственной политике были и положительные стороны. Качественное образование стало доступно всем. Старая научная традиция и плюсы новой системы позволили советскому университетскому образованию выйти на передовые рубежи мировой науки XX в.
За годы советской власти университет выпустил около 200 тыс. специалистов и около 35 тыс. кандидатов наук. С университетом неразрывно связаны имена таких выдающихся учёных, как математики М. В. Келдыш, А. Н. Колмогоров, И. Г. Петровский, Н. Н. Боголюбов, физики П. Л. Капица, И. В. Курчатов, А. М. Прохоров, химики А. Н. Несмеянов, А. Н. Белозерский, филолог В. В. Виноградов и др.
В конце 90-х гг. Московский университет по-прежнему научный и образовательный центр России. В нём 20 факультетов, семь научно-исследовательских институтов, три музея (антропологии, землеведения и зоологический). У МГУ есть даже три научно-исследовательских судна. В университете учатся свыше 26 тыс. студентов.
Последние годы отмечены крупными научными достижениями, в том числе в области сложных органических вешеств, алгебраической топологии, лазерной нелинейной оптики и др.
Слова первого выборного ректора Московского университета, религиозного философа князя Сергея Николаевича Трубецкого, созвучны и нашему времени: "...помните, России нужна эта светлая, культурная общественная сила, которая называется университетом".