В дельте Волги на нескольких островах расположен самый древний город Нижнего Поволжья - Астрахань (Цитрахан). Когда-то неподалёку от этого места находилась столииа Хазарин - Итиль, потом половецкий город Саксин. Здесь смыкались и расходились многие торговые пути. Первые упоминания об Астрахани относятся к XIII в. Тогда город назывался Хаджи-Тархань и являлся крупным портом Золотой Орды. После распада Орды он стал столицей Астраханского ханства. В 1556 г. в Астрахань вошли русские войска, которые сделали город опорным пунктом в освоении Нижнего Поволжья и главным портом в торговых связях с Закавказьем, Средней Азией и Персией. Приграничное положение Астрахани с непокорёнными народами и вольным казачеством не раз приводило к разорению города: в 1605 г. он был захвачен и разграблен терскими и донскими казаками; в Смутное время Астрахань была военной базой казачьего атамана И. В. Заруцкого. В 1630 г. на город напали калмыки. Во время восстания Степана Разина Астрахань более года оставалась в руках мятежников.
Несмотря на подобные напасти, Астрахань продолжала расти и развиваться. Кроме русских в ней жили калмыки, татары, армяне, хивинцы, персы, создавшие собственные слободы. В городе был большой караван-сарай - специально отведённое место для оптовой торговли, включающее в себя склады, торговые центры, стоянки для караванов и т. д., - куда стекался торговый люд со всего Востока. 81717г. учредили Астраханскую губернию, и Астрахань стала губернским городом.
В конце XIX в. роль Астрахани как портового города резко возросла Е связи с развитием нефтепромыслов в Закавказье. В это время по количеству судов в России она уступала только Одессе. Однако росту города мешали два обстоятельства - отсутствие железной дороги (ветка, соединяющая Астрахань с Царицыном, была построена только в советское время) и мелководье причалов: грузы приходилось переносить с морских судов на пло скодонные речные, а затем везти в порт. Не имеющая развитой промышленности, Астрахань постепенно уступила часть своих посреднических у торговых функций Уарииыну и Ростову-на-Дону. Сейчас это - центр рыб ной ловли на Волге и Каспийском море с предприятиями промышленное переработки рыбы, судоремонтом и судостроением. В связи с nooveAHHMk событиями на Кавказе постепенно возрождается роль Астрахани ка" транспортного узла, соединяющего страны Средней Азии и Закавказья с ев ропейской частью России и портами Черноморского бассейна.