В Евразии находятся два из трёх крупнейших экономических региона планеты, не уступающие друг другу по количеству производимой продукции, обороту торговли и масштабам банковских операций. Первый регион - Западная Европа с такими технологически развитыми странами, как Германия, Великобритания, Франция, Италия. Второй - Юго-Восточная Азия: в ней расположены самые густонаселённые государства - Китай, Индия, Филиппины и Япония. По накалу хозяйственной деятельности с этими регионами может сравниться только третий - Северная Америка.
Между двумя евразийскими регионами простираются огромные пространства, затрудняющие торговлю Запада с Востоком. Издревле многочисленные караваны вынуждены были преодолевать тысячи километров по скалистым горам, безводным степям и выжженным пустыням. Нагруженные товаром корабли, чтобы перейти из Тихого океана в Атлантический, бороздили Индийский океан и огибали Африку. И только строительство Суэцкого канала в XIX в. немного ускорило этот путь. В XX в. изобретение быстроходных кораблей и самолётов, а также создание новых систем связи упростили торговлю и обшение между западным и восточным регионами Евразии. Но всё равно на преодоление гигантских расстояний тратятся многие миллиарды долларов.
Между тем самый короткий, удобный, а значит, и дешёвый путь из Западной Европы в Юго-Восточную Азию лежит через Россию. От её западных до восточных границ уже проложены две самые длинные в Евразии железнодорожные магистрали - Транссибирская и Байкало-Амурская. Используя их, можно почти по прямой добраться от Пекина или Токио до Парижа и Лондона.
Однако вплоть до середины 90-х гг. XX в. этот маршрут был закрыт для иностранных товаров и зарубежных пассажиров. Во-первых, до строительства БАМа Транссибирская магистраль была слишком перегружена внутрироссий-скими перевозками - дополнительные грузы могли просто "закупорить" эту не очень широкую артерию. Во-вторых, Транссиб проходил в районах размещения секретных ракетных установок, военных заводов и т. п. Руководство страны опасалось, что в каком-нибудь неприметном контейнере затаится шпионское оборудование, которое сфотографирует военные объекты. Во второй половине 90-х гг., когда Россия стала больше доверять своим соседям (не забывая при этом проверять их), началась подготовка к превращению Транссиба и БАМа в крупнейший евразийский транспортный коридор.
Через Россию проходит самая короткая морская дорога между Атлантическим и Тихим океанами - Северный морской путь. Он идёт по морям Се--верного Аедовитого океана вдоль берегов нашей страны. Россия долго "обустраивала" эту сложную трассу: на ней разместились станции слежения за погодой и ледовой обстановкой; построен единственный в мире флот атомных ледоколов, которые способны проводить транспортные суда через самые опасные льды. Теперь по Северному морскому пути можно переправлять и российские, и зарубежные товары. Таким образом, в конце XX столетия Россия становится не только железнодорожным, но и морским мостом между Западом и Востоком.