АФИНЫ — столица Греческой Республики, государства в Юго-Восточной Европе,
в южной части Балканского полуострова и на прилегающих островах Ионического,
Средиземного и Эгейского морей. Столица расположена в юго-восточной части
материковой Греции, на полуострове Аттика. Афины — город, жизнь которого
началась более пяти тысячелетий назад, был признан центром культуры и искусства
античного мира уже в то время, когда большинства европейских столиц еще
не существовало.
Американский писатель Марк Твен, автор знаменитых очерков «Простаки
за границей», летом 1867 г. писал: «Сгорая от нетерпения мы предвкушали
встречу с самым прославленным городом мира. Что нам пейзажи, когда перед
нашим внутренним взором торжественно шествуют Агамемнон, Ахиллес и еще
сотни великих героев легендарного прошлого! Что нам закаты, готовым ступить
в древний город Афины, дышать его воздухом, жить его жизнью, погрузиться
в глубь веков, покупать рабов на рыночной площади — Платона и Диогена,
— или судачить об осаде Трои или блестящей победе при Марафоне!»
На месте Афин археологи нашли следы поселений, которые относятся к периоду
позднего неолита. Скала Акрополя словно самой природой была предназначена
для человеческого жилища. Эта 156-метровая гора, расположенная в 8 км от
моря, имеет обширное и удобное для поселения плато на вершине, до которой
можно добраться только с одной западной стороны. Остальные склоны почти
отвесны и неприступны. Здесь, согласно преданию, легендарный царь Аттики
Кекроп основал в XV в. до н. э. крепость Кекропию, которая явилась прародительницей
Афин. Акрополь и явился центром, вокруг которого возник один из самых древних
и самых значительных по своему вкладу в человеческую цивилизацию городов
мира. Название города связано с именем богини Афины.
Древние Афины явились родиной рабовладельческой демократии. Перикл,
Фидий, Пракситель, Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан, Геродот, Сократ,
Платон — вот имена государственных деятелей, ученых, архитекторов, скульпторов,
с которыми связан период расцвета Древних Афин.
Первая крупная и планомерная застройка Афин была произведена в VI в.
до н. э. Наиболее значительные строительные работы велись на Акрополе и
в гавани Пирей. Большая часть зданий, построенных в тот период, была позднее
разрушена персами. Но уже в VB. до н. э. при Перикле Афины были вновь отстроены.
Значительное строительство в Афинах было в 117—138гг. при римском императоре
Адриане, когда за стенами города возник, по существу, новый город. Афины
украшались величественными общественными зданиями, руины которых, наряду
с Акрополем, являются сегодня драгоценными памятниками античной архитектуры.
С XV в. Греция находилась под властью Турции. Парфенон был превращен
в мечеть, а в Пропилеях на Акрополе поселился турецкий комендант. Афины
были переименованы в Сетинес.
Возрождение Афин начинается с 18 сентября 1834 г., когда после образования
независимого греческого государства — Королевства Греция — город был провозглашен
его столицей. В то время Афины представляли собой небольшой городок, в
котором проживало менее 8 тыс. жителей.
В 1924 г. Афины становятся столицей Греческой Республики. В 1935 г.,
с возвращением монархического правления в Грецию, в Афинах вновь разместился
королевский двор. 4 августа 1936 г. в Афинах был совершен фашистский переворот.
6 апреля 1941 г. войска гитлеровской Германии перешли греческую границу,
вслед за этим были оккупированы и Афины. И только в октябре 1944 г. Афины
и Пирей были освобождены. В 1946 г. была восстановлена греческая монархия,
а в 1974 г. Греция провозглашена республикой. Афины — столица республики,
политический центр страны. Здесь находятся резиденция президента, парламент
и правительственные учреждения.
Центр города — Акрополь, называемый душой Афин. Древнейшая территория
города привлекает всех посетителей греческой столицы. «Увидеть Акрополь
— это мечта, которую лелеешь, даже не помышляя о ее существовании», — писал
знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье в книге «Путешествие на Восток».
Часть города, примыкающая к Акрополю, представляет собой архитектурный
и археологический музей. Главным архитектурным памятником является ансамбль
Акрополя: Парфенон, небольшой изящный храм Ники Аптерос, Эрехтейон со знаменитыми
кариатидами, Пропилеи — ворота, ведущие на Акрополь.
Во времена Перикла, правившего Афинами в V в. до н. э., на Акрополь
вела мощеная дорога, проложенная по пологому западному склону скалы. Теперь
автобусы, везущие туристов, останавливаются вдоль улицы, обрамляющей Акрополь
с юга, далее посетители идут пешком. Обсаженная деревьями дорога зигзагами,
как в древности, поднимается к подножию массивного восьмиметрового пиргоса
— башни, на которой стоит изящный храм, посвященный богине победы Афине-Нике.
Обогнув пиргос, посетители оказываются перед Пропилеями — парадным входом
на Акрополь. В древности здесь существовала широкая лестница, остатки ее
видны и сейчас. Снизу, от подножия пиргоса, особенно величаво выглядит
мощная колоннада Пропилеи, построенных архитектором Мнесиклом в 437—432
гг. до н. э. На высоких ступенях подиума поднимаются колонны, выполненные
из пентелийского мрамора. В центре колонны расступаются, оставляя широкий
(около 5,5 м) проход для Священной дороги, по которой шли на Акрополь процессии
в дни празднеств, вели жертвенных животных, въезжали колесницы. Из шести
колонн главного портика Пропилеи сейчас полностью сохранилась лишь одна.
Историк Павсаний, живший во II в. н. э., оставил следующее свидетельство:
«Акрополь имеет только один вход. Другого нет, так как вокруг него обрывистые
склоны и мощная стена. У Пропилеи потолок белого мрамора, по своей красоте
и величине камней они не превзойдены вплоть до моего времени».
В северном крыле Пропилеи в античное время находилась Пинакотека — первая
в мире картинная галерея, в которой хранились произведения крупнейших греческих
художников классической эпохи. Картины большей частью мифологического содержания,
написанные на деревянных досках, развешивались на стенах.
Храм Ники Аптерос, стоящий рядом с Пропилеями, сооружен в честь победоносного
окончания войны с персами. Строительство его завершилось в 427—424 гг.
до н. э. Здесь находилась статуя Афины-Ники. Афина была изображена со шлемом
в одной руке и гранатом — символом победоносного мира — в другой. Позднее
образ Афины-Ники слился в представлении афинян с Никой — богиней победы,
которую всегда изображали крылатой. В отличие от привычного образа эту
статую стали называть Никой Аптерос (Бескрылой). Отсюда и распространенное
название этого храма — храм Ники Аптерос и красивая легенда, согласно которой
афиняне нарочно лишили крыльев богиню победы, чтобы она навсегда осталась
в их городе.
С площадки пиргоса открывается великолепный вид на город и на Саронический
залив. С ним связан один из самых известных мифов Аттики, рассказывающий
о величайшем ее герое — Тезее. Главным подвигом Тезея было освобождение
родины от поработившего ее критского царя Миноса, которому Афины должны
были платить тяжелую дань — через каждые восемь лет отправлять семь юношей
и семь девушек на съедение Минотавру, чудовищу с телом человека и головой
быка. Тезей, добровольно отправившись на Крит, убил в единоборстве Минотавра.
Отец Тезея, афинский царь Эгей, ждал возвращения сына. В случае победы
Тезей должен был поставить на своем корабле белые паруса взамен черных,
под которыми он отплыл на Крит. Но, огорченный потерей Ариадны, возлюбленной,
которую отнял у него бог Дионис, Тезей забыл свое обещание. И Эгей, увидев
черные паруса, в отчаянии бросился со скалы в море. С тех пор море это
называется Эгейским.
Главный памятник Акрополя — Парфенон, храм Афины. Время нанесло Парфенону
непоправимый ущерб, от здания сохранилась лишь западная стена. По свидетельству
историков, в торжественный день Великих Панафиней совершалось шествие свободнорожденных
граждан Афин к святилищу богини. Афиняне шли по Священной дороге и, поднявшись
к Пропилеям, вступали на Акрополь. Пройдя мимо статуи Афины Промахос и
вдоль северной колоннады Парфенона, процессия достигала площади перед храмом.
Здесь у алтаря происходил главный момент торжества — передача жрецам новой
одежды для священной статуи Афины Парфенос, изготовленной лучшими мастерицами,
платья-пеплос, украшенного богатой вышивкой.
Скульптура покровительницы города-государства, изваянная великим Фидием,
величаво высилась посередине храма. Тяжелые складки ее платья ниспадали
до самого пола. Левой рукой Афина придерживала круглый щит, у которого
кольцами извивался змей Эрихтоний. На правой ладони дочь Зевса, покровительница
наук и ремесел, держала небольшую статую богини победы — Ники. Гордо поднятую
голову Афины венчал шлем. Статую, выполненную из слоновой кости, Фидий
богато украсил драгоценностями, инкрустацией из листов золота. В центре
чешуйчатого панциря скульптор поместил лик горгоны Медузы — мифического
чудовища, умерщвленного Персеем при помощи богини-воительницы.
Парфенон считался символом славы и могущества города. Главным культовым
сооружением был другой храм — Эрехтейон. Он создавался специально для древней
статуи Афины, по преданию, упавшей с неба. Главная достопримечательность
Эрехтейона — знаменитый портик кариатид. На высоком цоколе помещаются шесть
статуй девушек, поддерживающих перекрытие портика. Статуи, заменяющие колонны,
— кариатиды — широко использовались в греческой архитектуре. Кариатиды
Эрехтейона являются наиболее совершенным воплощением этого архитектурного
приема.
На плоской террасе Акрополя, возле храма Эрехтейон, шумит серебристой
листвой олива. Она оказалась здесь не случайно. Родословная высокочтимого
греками дерева уходит в далекое прошлое. По сведениям древнегреческого
историка Геродота (V в. до н. э.), в храме находились оливковое дерево
и источник морской воды. Афиняне считали, что Посейдон и Афина предъявили
их в качестве свидетельств в споре за власть над страной. Оливу постигла
судьба всех прочих святынь: ее сожгли варвары. Однако на следующий день
после пожара, когда горожане направились в святые места для жертвоприношений,
они увидели, что пень снова дал побег длиной примерно в локоть.
Творениям рук человеческих за тысячелетия доводится перенести многое.
Тяжелые испытания выпали и на долю памятников эллинской цивилизации. В
529 г. декретом византийского императора Юстиниана I из Афин были изгнаны
последние философы и риторы.
Храмы Акрополя стали христианскими церквами. Парфенон был превращен
в церковь Св. Софии, Эрехтейон — в церковь Богоматери.
В эпоху крестовых походов Афины два с половиной столетия (1125—1456)
переходили от одного властителя к другому. Пропилеи превратились во дворец,
а на вершине Акрополя была сооружена толстостенная прямоугольная башня,
заслонившая собой античные постройки.
В 1456 г. турки, сокрушив последний оплот Византийской империи — Константинополь,
захватили Афины. Акрополь на долгие четыре столетия стал главной опорной
крепостью османов в Аттике. Парфенон был превращен в мечеть. Над ним поднялась
высокая башня минарета. Эрехтейон с его шестью кариатидами был превращен
в гарем. В Пропилеях разместились казармы и пороховой склад. В 1656 г.
бочки с порохом взорвались. Почти вся центральная часть Пропилеи оказалась
разрушенной.
С высоты Акрополя открывается великолепный вид на раскинувшийся у его
подножия город, сохранивший много прекрасных памятников.
Знакомство с памятниками античных Афин начинают с Ареопага, расположенного
ближе всего к Пропилеям. Сюда можно подняться по узкой, высеченной в скале
лестнице. На Ареопаге заседал суд старейшин, высший судебный орган Афинского
государства, рассматривавший дела об убийствах.
Пникс, место народных собраний, отделен от Акрополя и Ареопага улицей
Апостола Павла. На Пниксе сохранилась высеченная в скале терраса, где происходили
народные собрания. В центре террасы имеется каменное возвышение — это трибуна
для ораторов.
Между Пниксом и расположенным к югу холмом Муз находится вертикальная
скала, в которой темнеет несколько отверстий. Существует предание о том,
что здесь была темница философа Сократа, где он окончил свои дни, приняв
яд.
В районе Пникса и холма Муз начинались знаменитые Длинные стены, связывавшие
город с его гаванью — Пиреем.
С юга вдоль Акрополя проходит широкая современная улица Дионисия Ареопагита.
На нее выходит фасад театра Одеон, построенного во II в. до н. э. и предназначавшегося
для музыкальных и театральных представлений. Павсаний назвал его наиболее
величественным и прекрасным сооружением такого рода. Театр вмещал 5 тыс.
зрителей. Он сохранился лучше большинства античных театров и в настоящее
время продолжает использоваться по своему прямому назначению: здесь периодически
выступает труппа Афинского театра, ставящая древнегреческие трагедии.
Восточнее расположен театр Диониса, сооруженный в V в. до н. э. В свое
время он считался одним из крупнейших театров Греции и мог вместить более
17 тыс. зрителей.
Улица Дионисия Ареопагита выходит на проспект Королевы Амалии в том
месте, где к нему примыкает священный участок храма Зевса Олимпийского.
Храм Зевса Олимпийского имеет долгую историю. Начатый еще в VB. до н. э.,
он не был закончен. Несколько колонн были увезены императором Суллой в
Рим, где они украсили Капитолий. И лишь при императоре Адриане, в 131—
132гг. н.э., было завершено строительство этого грандиозного храма, одного
из самых больших сооружений античной Греции. Из ста четырех колонн храма
сохранилось лишь шестнадцать, высота их — 17,25 м, диаметр основания —
1,7 м. Поставленные очень близко друг к другу, эти огромные мраморные колонны
поражают своей грандиозностью. В храме стояла гигантская статуя Зевса —
копия статуи Зевса Олимпийского работы Фидия, а рядом с ней возвышалась
статуя императора Адриана, также из золота и слоновой кости.
Недалеко возвышается арка императора Адриана. Она служила воротами в
стене, отделявшей старый греческий город от нового, построенного римлянами.
Об этом свидетельствуют надписи на фасадах арки: на стороне, обращенной
к Акрополю, — «Здесь Афины, старый город Тезея»; на другой стороне — «Здесь
город Адриана, а не Тезея».
Прямо против арки Адриана начинается небольшая улица Лисикрата. Когда-то
отсюда вокруг подножия Акрополя к театру Диониса шла знаменитая улица Треножников,
вдоль которой располагались памятники в честь граждан, одержавших победу
на дионисийских состязаниях. Памятник Лисикрата — единственный из всех
памятников, уцелевший до наших дней.
К северо-западу от памятника Лисикрата начинается район Плака — наиболее
старая часть современного города. Дома с плоскими крышами-террасами или
черепичными кровлями образуют узкие кривые улочки, соединенные каменными
лестницами. Из-за небольших домиков видна Башня ветров. Это распространенное
название сооружения, построенного в середине I в. до н. э. В ней помещались
солнечные и водяные часы — клепсидра. Восьмигранная башня имеет высоту
13 м. Грани ее ориентированы строго по сторонам света. В верхней части
помещены рельефные аллегорические изображения ветров и обозначены названия:
северный, восточный, южный, западный и т. д.
Напротив Башни ветров начинается идущая на север улица Эола, названная
по имени бога ветров древних греков. На нее выходят остатки боковых стен
библиотеки Адриана, открытые во время раскопок 1885 г. Это было обширное
сооружение, в котором находились книгохранилище и архив.
Башня ветров расположена на восточной окраине римской Агоры (рынка),
построенной в I в. до н. э. Рыночная площадь была окружена мраморной колоннадой,
в глубоких портиках помещались лавки.
Греческая Агора, в отличие от римской, была не просто рыночной площадью,
а являлась центром общественной и политической жизни города, здесь находились
основные общественные учреждения Афин, происходили первые театральные представления.
Расчищенная и ухоженная территория Агоры стала своеобразным музеем.
С площадки от Агоры можно спуститься на Священную дорогу, ведущую к
Пропилеям. За ней видна стоя Аттала (стоя — галерея-портик с длинной колоннадой).
На холме возвышается величественный храм бога-кузнеца Гефеста, он сохранился
лучше Парфенона. По размеру храм Гефеста почти вдвое меньше Парфенона,
но его строгая, замкнутая колоннада отличается такой же монументальностью.
Декор храма свидетельствует, что здесь были представлены десять из двенадцати
подвигов Геракла — любимого героя Древней Греции.
Музей Агоры размещен в восстановленной стое Аттала. Среди многочисленных
экспонатов особо ценны статуя Аполлона IV в. до н. э. работы скульптора
Эвфрапора и статуя Афродиты V в. до н. э., приписываемая Каллимаху. Интересны
расписные глиняные вазы, бронзовое оружие и другие предметы из погребений
микенской эпохи.
К северо-западу от Агоры находятся раскопки Керамика. Здесь был один
из крупнейших некрополей Афин. Открытый в 70-х гг. XIX в., «город мертвых»
интенсивно раскапывался в XX в. Теперь весь район раскопок, как и Агора,
превращен в музей под открытым небом. Греческие некрополи украшались различными
надгробными памятниками, преимущественно мраморными стелами с рельефными
изображениями умерших. Эти надгробия — превосходные образцы искусства классической
Греции.
В музее представлены великолепные памятники, найденные во время раскопок
Керамика. Наиболее ценной частью коллекции являются расписные вазы.
Полное представление об античном периоде в жизни Афин можно получить
в залах афинского Национального археологического музея, располагающего
великолепным собранием произведений искусства Древней Греции от эпохи неолита
до римского времени. Здание музея, построенное в 1868—1889 гг. (архитектор
Ланге), стоит в глубине обширного зеленого сквера на улице Потиссиа, идущей
к северу от площади Омониа. Микенский зал экспонирует находки из погребений
царского некрополя в Микенах: среди них золотые погребальные маски, диадемы,
бусы, перстни-печатки, многочисленные золотые, серебряные и бронзовые сосуды.
Музей располагает обширными собраниями античной скульптуры. Статуи обнаженных
юношей-атлетов, куросов, воинов дают представление о наиболее распространенном
типе греческой скульптуры. Здесь экспонируются широко известная статуя
богини победы Ники работы скульптора Архероиса, найденная на острове
Делос, бронзовая статуя бога морей Посейдона, статуя Гермеса с острова
Андрос и другие выдающиеся произведения. Гордостью музея является великолепная
коллекция бронзовых скульптур, лучшая, по мнению специалистов, в мире.
Наиболее совершенные из них — Аполлон, Афина, Артемида, Гермес.
В залах музея собрана и богатейшая коллекция греческой расписной керамики,
терракотовых статуэток и фигурных сосудов, позволяющих судить о высоком
уровне прикладного искусства классического и эллинского периодов.
Район Плаки дает прекрасное представление об Афинах XVIII — начала XIX
в., — Старом городе с кривыми, запутанными улочками и небольшими домиками
с примыкающими к ним двориками, огражденными каменными заборами. На каждом
шагу здесь встречаются таверны — маленькие ресторанчики, лавочки, заполненные
изделиями местных ремесленников: глиняные и медные кувшины, кожаные туфли
и сумки, пестрые ткани, ковры и одежда.
На территории Старого города сохранилось значительное количество византийских
церквей, среди которых лучше всего сохранилась церковь св. Федоров, посвященная
двум святым, носившим это имя. Она стоит на площади Клафтамонос, на углу
улицы Еврипида, окруженная современными домами. В центре улицы Гермеса,
на маленькой площади, находится церковь XI в. Капникарея, посвященная Богоматери,
а в юго-восточном углу греческой Агоры, рядом с Панафинейской дорогой,
— полностью отреставрированная церковь св. Апостолов, также относящаяся
к XI в.
На площади Митрополеос расположена церковь Малая Метрополия, посвященная
Богоматери Панагии. Малая Метрополия кажется миниатюрной (высота ее 12
м, площадь 11 х 7 м) рядом с массивной громадой Большой Метрополии — главного
храма современных Афин, построенного в 1842—1862гг. Интерьер храма, украшенный
росписями и мрамором, во многом повторяет интерьер храма св. Марка в Венеции.
Большая Метрополия стала своего рода эталоном для всех последующих церквей,
возводимых в Греции.
Всемирно известный монастырь Дафни, основанный в V в., расположен в
ближайших окрестностях столицы. В Дафни ведет дорога, идущая на запад через
район, где в древности находилась Академия Платона.
Чтобы расширить представление об искусстве византийских Афин, надо познакомиться
с памятниками, собранными в залах Византийского музея. Музей находится
на проспекте Королевы Софии во дворце княгини Пледанс, построенном архитектором
Клеанфисом. В залах музея собраны произведения византийского искусства
со всех концов Греции. Интересна коллекция византийской живописи, большая
часть которой относится к XIII—XVII вв. и более позднему времени. Уникальна
икона Богоматери с младенцем из Вифании (Малая Азия), превосходны иконы
св. Георгия XIII в., здесь же представлены известные иконы Христа начала
XIV в. и икона с изображением Распятия.
Центром современного города стала площадь Синтагма. Здесь сосредоточены
здания Старого дворца — греческий парламент, роскошные отели и магазины,
официальные учреждения. На улицах Стадиу, Университета и Академии, идущих
от площади Синтагма к площади Омониа, выделяются здания академии, университета,
Национальной библиотеки. Они украшены портиками, колоннами, увенчаны статуями.
У входа в здание академии помещены фигуры древнегреческих философов Платона
и Сократа. Новый королевский дворец известен своими евзонами — гвардейцами,
одетыми в национальные греческие костюмы — расшитый кафтан, пышную белую
юбочку, туфли с огромными помпонами и красную феску.
Примечательное сооружение новых Афин — стадион, построенный в 1895 г.
для первых Олимпийских игр, возобновивших после многовекового перерыва
древнюю эллинскую традицию.
Современные Афины растут во всех направлениях от центральных улиц. В
новых кварталах строятся высотные сооружения, где размещаются банки, крупные
компании, адвокатские конторы и т. д. Яркими образцами новой архитектуры
являются здания типа «Афинской башни». Крупнейший в городе отель «Хилтон»
— высотное здание, на плоской крыше которого устроен ресторан. Из него
открывается впечатляющий вид на возвышающийся невдалеке Акрополь и на море.
В старых границах городу не хватает места. В последние годы город растет
не только вверх, но и вниз. Греческие архитекторы начинают создавать подземные
сооружения. Обширный торговый центр построен под площадью Омониа.
Растут пригороды Афин; в пригородах Ке-фисья, Психико и других среди
зелени расположены небольшие, преимущественно двухэтажные коттеджи.
На афинских улицах мало зелени, особенно в центре города. Больших парков
в Афинах всего два. В северной части города, на проспекте Александра, находится
Марсово поле — современный парк с различными аттракционами. Одна из его
аллей украшена бюстами героев войны за независимость. Национальный парк
раскинулся за комплексом Старого дворца, между проспектами Королевы Софии
и Королевы Амалии. Он засажен различными декоративными растениями и кустарниками
и яркими южными цветами. Среди его тенистых аллей сохранились остатки терм
(общественных бань) римского времени и некоторые другие памятники.
С юга к Национальному парку примыкает парк Заппейон, тянущийся до самого
храма Зевса Олимпийского. В южной части парка возвышается известный памятник
Байрону работы французских скульпторов Шаню и Волдьера. Женщина в тунике,
символизирующая Грецию, венчает лавровым венком поэта. «Греция — Байрону»
— высечено на постаменте. Как известно, великий английский поэт сражался
за свободу Греции и умер на ее земле.
Афиняне любят свое прошлое и справедливо гордятся им. Исторический музей
Афин расположен в здании Старого парламента на площади Колокотрониса. Музей
Бенаки расположен в двухэтажном особняке на проспекте Королевы Софии, в
нем представлено собрание греческого прикладного искусства. Особенно интересна
коллекция национальных костюмов и украшений XVIII—ХIХ вв. из всех районов
Греции, дающая представление о богатом и красочном народном искусстве страны.
Для показа искусства нового времени на проспекте Королевы Софии построено
современное по архитектуре здание Национальной галереи. В ней экспонируются
коллекции произведений европейских художников итальянской, фламандской,
немецкой школ, собрание графики, в том числе работы Дюрера, Рембрандта,
Ван Дейка и других мастеров. Особенно интересно обширное собрание произведений
изобразительного искусства греческих мастеров.
Неповторим город. И на память приходят известные строки:
Народ бессмертный! Прошлое Эллады В тебе заключено с грядущим рядом.