БАГДАД — столица Республики Ирак, государства в Юго-Западной Азии. Город
расположен на берегах реки Тигр.
Багдад был основан в 762 г. халифом Мансуром из семьи Аббаса — дяди
основателя ислама пророка Мухаммеда. Город официально был назван Мадинат
ас-салям (Город мира или Город благоденствия), но за ним сохранилось также
название Багдад (по-персидски — «данный богом») по существовавшему здесь
ранее местечку. Багдад был столицей халифата Аббасидов (Багдадского халифата).
Благодаря выгодному экономико-географическому положению город быстро вырос
в крупный центр Арабского Востока. При пятом правителе из династии Аббасидов,
Гаруне ар-Рашиде (786—809), халифат был в зените славы и могущества, а
его столица Багдад стала мировым центром ремесел, торговли и искусств,
местом, куда прибывали посланцы Европы, Африки, Индии и Китая.
С распадом Багдадского халифата культурная и экономическая жизнь Багдада
постепенно стала увядать. В середине XIII в. город был захвачен ордами
монгольского хана Хулагу, разграблен и почти до основания разрушен. После
монгольского нашествия Багдад несколько раз переходил от одних завоевателей
к другим. С XVII в. и до 1917 г. Багдад находился под властью турецких
султанов. Во время Первой мировой войны в 1917 г. Багдад был оккупирован
английскими войсками. В 1921 г. он был провозглашен столицей созданного
Великобританией Королевства Ирак! В 1958 г. в Багдаде совершилась антифеодальная
и антимонархическая революция. В Ираке была провозглашена республика. Багдад
стал ее столицей. В нем находятся резиденция президента республики и правительство.
Река Тигр делит город на две части: правобережную Кяхр и левобережную
— Расафа. 9 мостов сооружено через Тигр. Центром современного Багдада является
площадь Ат-Тахрир — освобождения, находящаяся на левом берегу Тигра. Здесь
расположены главные правительственные учреждения, банки, компании. На площади
Ат-Тахрир стоит памятник революции 14 июля — красочное панно-рельеф, выполненное
из камня и бронзы: на золотистом фоне темно-коричневые барельефы, символизирующие
борьбу народов Ирака. За Ат-Тахриром возвышаются сооруженные из светлого
камня ворота Парка нации. Барельеф «Свобода» над входом в парк также посвящен
июльской революции 1958 г. В центре парка скульптура — фигура женщины в
развевающейся абае (верхней одежде), олицетворяющая иракский народ, стремящийся
к свободе.
На центральную площадь выходят четыре главные магистрали — улицы Эль-Джумхурия,
Гаруна ар-Рашида, Саадун и набережная Абу Нувас. На улице Эль-Джумхурия
находятся многие государственные учреждения. Улица Гаруна ар-Рашида названа
так в честь героя известных сказок «Тысячи и одной ночи». Это главная торговая
улица столицы. Здесь расположены многочисленные магазины, кафе, отели.
Характерная особенность домов на этой улице — балконы шанашиль, заменяющие
окна второго этажа. Обычно они изготавливаются из деревянных решеток и
выдаются на один-полтора метра от стены дома. Такая конструкция балконов
позволяет мусульманским женщинам следить за жизнью улицы, не выдавая своего
присутствия. Балконы поддерживаются колоннами и загораживают прохожих от
палящих лучей солнца.
Улица Саадун с новыми современными жилыми зданиями, изысканными виллами,
шикарными ресторанами, культурными центрами и фешенебельными отелями заканчивается
площадью, на которой сооружен памятник Неизвестному солдату в виде каменной
арки, облицованной майоликовой плиткой голубовато-стального цвета, в глубине
ее горит Вечный огонь. Набережная Абу Нувас, названная в честь знаменитого
средневекового арабского поэта, протянулась на несколько километров. Ее
украшают высотные здания гостиниц, государственных учреждений, различных
компаний.
Сравнительно новый квартал — Каррадат Мариам на правом берегу Тигра.
Здесь возвышается президентский дворец, здание Национального собрания,
крупнейший концертный зал ал-Хульд, ряд иностранных посольств.
В городе на каждом шагу кафе и чайные, часто прямо под открытым небом
на лужайке в тени пальм. За столами сидят мужчины, играют в домино, нарды,
курят булькающий кальян, пьют кофе, чай или просто смотрят на улицу, перебирая
четки. Это — арабские кофейни. Кофейни — мужские заведения, женщины в них
не заходят.
В Багдаде несколько крытых рынков, но самый старый и известный — Сук
ас-сарай, расположенный в старом квартале города на левом берегу Тигра.
Сук ас-сарай состоит из нескольких рядов, представляющих обувщиков, продавцов
тканей, торговцев местными коврами, готовым платьем и т. д. Самое колоритное
место в Сук ас-сарае — ряд медников и жестянщиков. Здесь изготавливаются
и продаются кувшины для воды, кофейники с длинным носиком и другие изделия.
Поблизости находится комплекс зданий, представляющих собой двухэтажные
дома восточного типа, сооруженные еще во времена турецкого владычества
и называемые турецким словом «сарай», т. е. «дворец». В них располагаются
правительственные учреждения. Здесь расположены и такие великолепные памятники
старины, как караван-сарай Хан-Марджан, мечеть Марджан и медресе ал-Мустансырия.
В Багдаде много прекрасных архитектурных памятников. На берегу Тигра
стоит Аббасидский дворец, построенный в XIII в., превращенный ныне в музей.
Как и большинство сооружений того периода, все помещения Аббасидского дворца
выходят в большой прямоугольный внутренний двор. Во дворе стоит огромный
гранитный фонтан.
Центральный и боковые фасады дворца — двухэтажные. Нижний составляют
галереи, на столбы которых опирается внешняя стена второго этажа с глубокими
нишами, образованными стрельчатыми арками. В нескольких комнатах Аббасидского
дворца находится выставка макетов архитектурных памятников первых веков
ислама. Особый интерес вызывают арабские надписи из медресе, исполненные
с изысканным изяществом.
Рядом с Аббасидским дворцом расположен другой интересный памятник архитектуры
XIII в. — медресе ал-Мустансырия. Стены школы образуют внутренний широкий
прямоугольный двор. В каждой из стен есть большие, во всю высоту здания,
ниши — айваны. В школе насчитывается не менее ста залов и комнат различных
размеров. Это было одно из известных учебных заведений мусульманского Востока.
Самый древний из памятников эпохи Аббасидов — ворота крепостных стен
Баб ал-Вастани в восточной части Багдада, в районе Шейх Омар. Они имеют
вид башни с бойницами. Внутри башни выставлен макет оборонительных стен
Багдада.
Выдающееся архитектурное сооружение Багдада — Золотая мечеть, находящаяся
в северо-западной части города. Купола и минареты мечети позолочены. Потолок
покрыт золотом, эмалью, цветным стеклом и кусочками зеркал. Стены с пола
до потолка выложены цветными изразцами. Высокая стена, окружающая прямоугольный
двор святыни, выложена белыми плитами, а семь различной величины входов
со стрельчатым верхом — изразцами с красивым растительным орнаментом и
стихами из Корана. Само здание богато декорировано.
Немусульманам запрещено входить в Золотую мечеть. Полюбоваться ее внешним
видом можно с крыши одного из окружающих мечеть домов.
Остальные багдадские мечети построены в XIX—XX вв. Самой красивой считается
мечеть Хайдар-хана, расположенная на улице Гаруна ар-Рашида. Одна из последних
построенных мечетей — мечеть 14 Июля возведена в честь революции 1958 г.
на улице Саадун.
В числе наиболее известных памятников в Багдаде — памятники основателю
города халифу Абу Джаафару Мансуру, вавилонскому царю Хаммурапи и скульптурные
композиции из бронзы на темы сказок «Тысячи и одной ночи» — литературного
памятника арабского средневековья.
Багдад — крупный научный и культурный центр страны. В нем работают три
университета,
Академия наук, Национальный театр, библиотеки. Иракский национальный
музей в Багдаде — один из лучших в мире музеев, экспонирующих собрание
археологических находок, обнаруженных в бассейне Тигра и Евфрата. Многие
его экспонаты уникальны. Экспозиция музея построена по хронологическому
принципу, памятники распределены по шести разделам: период первобытнообщинного
строя, шумерийский, вавилонский, ахеменидский, сасанидский, исламский.
Интересны шумерские амулеты IV тысячелетия до н. э. и копия черной стены
с клинописным текстом законов Хаммурапи. Подлинник стены находится в парижском
Лувре. Перед зданием музея высится копия ворот богини Иштар в Вавилоне.
Музей исламской культуры и Музей арабских памятников посвящены арабскому
периоду. К числу знаменитых музейных комплексов относится Самарра — своего
рода «аббасидский Версаль», бывшая резиденция багдадских халифов.
Национальный музей современного искусства экспонирует живопись, керамику,
скульптуру.
В окрестностях столицы сохраняются развалины Вавилона. По преданию,
у места слияния Тигра и Евфрата находился райский сад, из которого Бог
изгнал Адама и Еву.