ТОКИО — столица Японии, государства в Восточной Азии, расположенного
на четырех крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю — и многочисленных
мелких островах (всего около 4 тыс.).
Город принадлежит к самым крупным современным «сверхгородам», численность
населения которых перешагнула за десять миллионов. В нем сочетаются восточная
и западная архитектура, стиль далекого прошлого и броская современность.
Токио не принадлежит к числу самых древних городов Японии. Первыми императорскими
столицами были города Нара и Киото. Эдо, ныне Токио, возник в середине
XV в. вокруг замка. Застраивался он в соответствии с указаниями правительства
сегуна (сегун — титул военно-феодального правителя Японии в XII—XIX вв.).
Замок и сооружения на его территории были деревянными. Самураи селились
вне стен замка. Эдо рос очень быстро. Уже к 1721 г., когда была проведена
первая перепись, его население достигло 1,3 млн, а в конце XVII в. превысило
1,5 млн человек. На улицах города появились крупные магазины, строились
мануфактуры, текстильные фабрики, машиностроительные и судостроительные
заводы. К 1900 г. Япония вошла в число стран с наиболее развитой промышленностью,
заняв 7-е место в мире по объему производства.
Император Мацухито перенес свою резиденцию из Киото в Эдо, замок стал
императорским дворцом. Токио стал столицей в 1869 г. В его жизнь начала
входить техника. В 1887 г. была построена первая в Японии железнодорожная
линия от центра Токио до порта Иокогама, в 1910 г. пущен трамвай. Первый
автомобиль появился в городе в 1903 г. На юго-западной и восточной окраинах
Токио выросли новые промышленные зоны.
Японское правительство стало поддерживать проекты, реализация которых
создала облик Токио, напоминающий европейские столицы. К их осуществлению
привлекались архитекторы, приглашенные из Европы и США. В районе Гиндзы
была проложена улица шириной 26 м. По ее сторонам были построены длинные
трехэтажные дома по лондонскому образцу.
Затем начался период строительства деловых зданий. Концерн «Мицубиси»
стал застраивать город большими кирпичными зданиями, предназначенными для
учреждений. Японские архитекторы изучали произведения европейских и американских
архитекторов. Результатом стало зарождение неонационального стиля. В этом
стиле построены знаменитый театр Кабуки, Национальный музей в парке Уэно.
Историческим ядром города является древний замок Эдо. Он был построен
в 1610 г. сегуном Токугава. В него входят комплекс императорского дворца
и парк площадью 60 га. В восточной части парка сооружено здание для официальных
приемов. Образцом для него послужили древние дворцы Японии. Сад дворца—
характерный образец традиционного японского ландшафтного искусства. В саду
почти нет цветов, преобладают хвойные и вечнозеленые деревья и кустарники,
главное место отведено воде и камням.
К саду дворца примыкает Внешний сад и парк Хибия, а западнее Хибии расположен
микрорайон Касумигасэки, названный так в память об укрепленной заставе,
находившейся здесь в XVI в. В этом микрорайоне находятся здания парламента,
Верховного суда, резиденция премьер-министра. Здесь же возвышается Касумигасэки-билдинг,
первый токийский небоскреб. Рядом расположены кварталы Маруноути и Отэмати,
в которых сосредоточены компании «Мицубиси», «Мицуи», «Фудзи», «Сони»,
«Сумитомо». Это деловой центр Токио.
Главная улица японской столицы — знаменитая Гиндза (Серебряная улица).
Вдоль нее расположены крупные универмаги, рестораны. В отличие от большинства
главных улиц европейских столиц, на Гиндзе нет ни одного исторического
памятника. Гиндза — торговая улица. Ее магазины открыты до позднего вечера.
Кажется, что все сокровища Японии выставлены здесь для продажи. Иностранным
туристам на Гиндзе в магазинах фирмы «Микимото жемчуг» продают самый дешевый
жемчуг мира, драгоценности, здесь же можно приобрести изящных национальных
кукол и яркие кимоно. Универмаги «Мацуя», «Мицуноси» стали своеобразными
выставками современной материальной культуры Японии.
Очень эффектна Гиндза ночью при свете утонченной, всевозможных цветов
и оттенков рекламы, когда в темном небе бегут колоссальные иероглифы, беспрерывно
сменяются различные изображения, кружат огромные шары или ромбы.
На улицах, примыкающих к Гиндзе, — бары, рестораны, клубы, кафе.
Восточнее Гиндзы на улице Харуми-дори находится знаменитый японский
театр Кабуки, здание которого украшено полотнищами с гербами, символами
актеров театра Кабуки. В нем играют только мужчины, в том числе и женские
роли. Тематика пьес Кабуки представлена сюжетами из истории, быта и жизни
средневековых самураев и горожан, они воспевают благородство, великодушие,
любовь, верность, преданность. Посещение театра Кабуки — всегда событие
в жизни японцев. В театр ходят семьями, часто с детьми, среди публики большинство
в традиционных кимоно. В народе и среди ценителей и поклонников театра
существует культ актеров Кабуки.
Улица Харуми-дори через пересекающий ее канал ведет к центральному оптовому
рынку Цукидзи, куда поступает основная масса продуктов, потребляемых миллионами
жителей столицы. На рынке проводится рыбный аукцион. Здесь продают овощи
и фрукты, грибы и рис, соусы и приправы — все, что наряду с рыбой до сих
пор составляет основу ежедневного рациона японцев.
Очень популярен в Токио торговый район Акихабара, или «Всеяпонская электрическая
ярмарка», как его называют. Акихабара насчитывает 600 магазинов, в которых
продается известная всему миру японская электронная техника: телевизоры,
видео-, радиоаппаратура.
С рынком соседствует выходящий к реке Сумиде дворцовый сад Хама-рикю,
некогда загородная вилла сегунов Токугава. Мост Катидоки ведет к искусственному
острову в речном устье. Здесь находятся выставочные павильоны международных
торговых центров. В парке Сиба, расположенном поблизости, поднимается Токио-тауэр,
телевизионная стальная каркасная башня высотой 333 м. На ней установлены
антенны телевизионных компаний, а на высоте 250 м устроена смотровая площадка.
В одном из залов башни расположен Музей восковых фигур.
Недалеко от токийской телебашни сооружен памятник собакам. Собак, которые
везли экспедицию на Южный полюс, пришлось бросить там на обратном пути.
Один из псов по кличке Таро выжил и через год встретил на полюсе следующую
экспедицию. Этот памятник знают все токийцы, любящие назначать здесь встречи.
На юго-западе от парка Сиба и телебашни, в районе Мэгуро находится исторический
памятник — буддийский храм Ракандзи. В нем более трех сотен скульптур Будды.
Неподалеку расположен русский православный собор св. Николая, построенный
в честь будущего императора России Николая II русской колонией в Токио
к его приезду в Японию в 1891 г. Величественное здание православного собора
св. Николая считается одной из главных достопримечательностей японской
столицы.
В Западном районе Токио наиболее известен оживленный микрорайон Акасака,
сложившийся на холмистой территории. Отель «Акасака-Токио», поднимающийся
на 50 м, и холм с расположенной на нем гостиницей «Нью-Обани» образуют
один из своеобразных урбанистических ландшафтов Токио. Его особенностью
являются разделенные в пространстве потоки автомашин и пешеходов, текущие
на трех уровнях. «Трехэтажность» этой градостроительной системы получила
затем дальнейшее развитие в строительстве других районов.
Другая особенность Токио — наличие в нем целых подземных городов, устроенных
в переходах метро, с рядом ярко освещенных лавок и кафе, лотками, торгующими
всякими мелочами. В подземных городах много залов игровых автоматов «патинко».
Этот вид развлечений пользуется большим успехом у японцев.
В южной части парка стоит большой загородный дворец Акасаки, один из
известных памятников Токио, бывший дворец кронпринца. В настоящее время
он предназначен для официальных приемов, устраиваемых правительством Японии.
С дворцовым парком граничит сад Мэйдзи. Он славится выставкой хризантем,
которые культивируются в Японии пятнадцать веков и считаются цветком императорской
семьи.
Станция Сибуя — один из субцентров Токио, где сложился крупный комплекс
коммерческих зданий с большими универмагами, универсамами, крытым стадионом.
Севернее станции Сибуя расположен парк Геэн, площадью 60 га. Парк раскинулся
вокруг цепочки живописных прудов. Одна половина его территории распланирована
по древним канонам японского ландшафтного искусства, другая — по-европейски.
Рядом район Синдзюку с его группой небоскребов.
Севернее центрального исторического ядра Токио лежит часть города, включающая
много учебных и культурных учреждений. Это «Палас-сайд», где размещены
крупные газетные издательства. Здесь же — токийский Музей современного
искусства, с огромным выставочным залом, где проходят различные выставки
и вернисажи.
К северо-востоку от императорского дворца расположен район Канда с несколькими
университетами (Мэйдзи, Нихон, Тюо, Сэнсю) и колледжами. К нему примыкает
и комплекс Токийского государственного университета, на 10 факультетах
которого обучаются более 15 тыс. студентов.
На территории Токийского университета находится уникальный исторический
памятник — ворота Акамон (Красные ворота). Эти ворота с павильонами, украшенными
изогнутыми коромыслом черепичными кровлями, — все, что сохранилось от усадьбы
крупных феодалов Маэда, стоявшей здесь во времена сегунов Токугава. Акамон
— самый старый в японской столице, не богатой древностями, памятник гражданской
архитектуры, своего рода символ Токио.
С территорией Токийского университета соседствует район Уэно (Высокие
холмы), где находится самый крупный в городе общедоступный парк Уэно, открывшийся
в 1873 г. и занимающий площадь в 84 га. Токийцы посещают парк Уэно в апреле,
чтобы наблюдать цветение сакуры. Находящийся в пределах парка Национальный
музей обладает редкой по богатству галереей восточных древностей, в числе
которых деревянные статуи будд, кимоно, лаковые изделия. На холме в южной
части парка сохранилась часть сооружений синтоистского храма Тосёгу, в
том числе пятиярусная пагода, сооруженная в 1639 г., — тоже один из известных
памятников Токио.
Восточнее парка Уэно расположен район Аса-куса. Здесь находится огромный
буддийский храм Сэнсодзи, посвященный богине милосердия Кан-нон. По преданию,
храм основали во второй половине VII в. три брата-рыбака, выловившие в
речке Сумиде статуэтку богини Каннон. Крохотная, умещающаяся на ладони
фигурка и поныне хранится в глубине главного павильона.
У храма Каннон всегда много молящихся. Они кидают монеты и бьют в гонг,
чтобы бог услышал их молитвы. Перед входом в храм, шагах в двадцати от
ведущих в него ступеней, стоит нечто вроде громадного подсвечника: десятки
тонких, свитых из бумаги пахучих «свечей» тлеют на укрепленной под деревянным
навесом широкой подставке. Люди протягивают руки к пахучему дыму, чтобы
очиститься перед входом в храм. Самое примечательное место в храме — алтарь.
Статую Будды окружают массивные золотые лотосы. Тонкая проволочная решетка
отгораживает алтарь от посетителей. Молча созерцают посетители Будду, творя
молитву. У выхода из храма молящиеся получают длинные листочки бумаги.
Эти листочки надо подвесить к ветвям деревьев около храма, тогда исполнится
желание.
Улицы Асакусы — своего рода музей под открытым небом. В павильонах можно
увидеть, как делают циновки татами, как вырезают из дерева и отливают из
бронзы статуэтки, как из обычной разноцветной бумаги делают затейливые
фигурки — кораблики, черепах, птиц, жирафов, крокодилов. Здесь представлены
выставки икэбаны, чайная церемония, в которой могут принять участие все
желающие.