Страна горных субтропиков, эфиопеоидной расы и аксумской цивилизации.
Государство расположено на Эфиопском нагорье, окруженном равнинами. Сбросовая долина как бы рассекает его. Граничит с Эритреей и Джибути на северо-востоке, с Сомали — на востоке и юго-востоке, с Кенией — на юго-западе и Суданом — на западе. Выхода к морю не имеет. Самая высокая вершина — Рас-Дашан (4620 м). Крупнейшее озеро — Тана, здесь берет начало река Аббай (Голубой Нил).
Площадь:
1,1 млн. км2.
Численност населения:
около 60 млн. человек (1999).
Государственный язык
амхарский.
Столица
Аддис-Абеба (около 2,5 млн. жителей, 1999).
Государственный праздник
День Свободы (28 — 29 мая, с 1991 г.).
Денежная единица
быр.
Член ООН
с 1945 г., ОАЕ и др.
Дипломатические отношения с Россией установлены в 1889 г. Россия всегда считала Эфиопию независимым государством и в решении спорных международных конфликтов неизменно принимала сторону Эфиопии. В 1896 г. Российское Общество Красного Креста направило в Эфиопию санитарный отряд, развернувший там полевой госпиталь. После 1917 г. официальные отношения были прерваны, в 1943 г. возобновлены. В 1974 — 1991 гг. СССР был главным союзником Эфиопии. Эфиопия признала РФ правопреемницей СССР.
Исток Нила. Водопад озера Тана.
Живописные руины Аксума. Полторы тысячи лет назад Аксумское царство считалось одной из четырех великих держав мира, а город Аксум — перекрестком караванных путей, ведущих в Египет и Мероэ.
Залежи каменной соли в Данакильской впадине.
Фрагмент древней книги, хранящейся в одном из островных монастырей озера Тана.
Самая гигантская в мире монолитная стела из камня в Аксуме.
Дворец в городе Гондэр. Сейчас в нем открыт музей, где собраны исторические реликвии из государственных хранилищ, а также частные коллекции.
Памятники Фазилъ-Гэбби в районе Гондэра были возведены по указу эфиопского царского двора.
Лалибэла. Вход в один из скальных храмов.
Орошаемое муссонными дождями Эфиопское нагорье — оазис среди пустынь. Север и восток нагорья — единственная в Тропической Африке древняя область пахотного земледелия, местами с искусственным орошением. Эндемич-ные сорта пшеницы и ячменя, бобовых и масличных — основа местного земледелия. По всей территории нагорья сеют тефф — злак, исключительно богатый железом. На юге главные культуры — сорго, просо, ынсет (бесплодный банан, в пищу используют корни). Во второй половине XX в. начали выращивать чай, тропические фрукты, арбузы, дыни, помидоры, картофель, виноград. Разводят крупный и мелкий рогатый скот, ослов, лошадей, верблюдов, кур, пчел (пока половина собираемого меда — от диких пчел). Основа сельской экономики — полунатуральное крестьянское хозяйство. Крупные и средние хозяйства расположены главным образом в долине реки Аваш (сахарный тростник, хлопок), в долинах рек юго-востока и крайнего запада, а также вокруг сельскохозяйственного университета в Але-Майе и сельскохозяйственных колледжей в разных частях Эфиопии.
С конца XIX в. ведутся лесопосадки эвкалипта. Разрабатываются россыпи золота и платины, марганцевой руды. Есть несколько ГЭС и ТЭС. Промышленность — обрабатывающая (очистка и промывка кофейных зерен, марганцевой руды и т. п.), пищевая, текстильная, швейная — развита плохо. Единственная железная дорога связывает Аддис-Абебу с портом Джибути. Основной вид транспорта — автомобильный, на втором месте — воздушный.
Около половины населения принадлежит к эфиосемитским народам, немногим меньше — к кушитским и омотским.
Самый многочисленный из эфиосемитских народов — амхарцы (около 20 млн. человек). Они живут в северной части (округ Амхара), а также во всех городах, включая Аддис-Абебу. Амхарский язык — наиболее литературно развитый из языков Эфиопии. Второй по численности эфиосемит-ский народ — тыграйцы (около 6 млн. человек). Они населяют округ Ты-грай на севере страны и соседнюю часть Эритреи. Много тыграйцев живет в Аддис-Абебе и других городах. Народ гураге (около 1 млн. человек), культурно близкий к амхарскому, сконцентрирован к югу от столичного района. Гураге говорят на двух близкородственных языках, распадающихся на многие диалекты. Харари (около 40 тыс. человек) живут в городе Харэр, где составляют ядро населения. Этот маленький народ отличается всеобщей грамотностью. Многие из них говорят на нескольких языках: харарском, амхарском, арабском и др. Амхарцы, тыграйцы и харари имели в прошлом развитые феодальные общества и уже давно сложились в народности. На их языках еще до XX в. существовала письменность. Оромо (свыше 22 млн. человек) — самый многочисленный из народов Эфиопии и кушитских народов. В основном оромо сосредоточены в одноименном округе, но территориальные группы этого народа разбросаны в разных районах Эфиопии, заселенных ими еще в XVI в. На севере большинство из них — крестьяне-пахари, на юге — кочевники или полукочевники: разводят овец, коз, крупный рогатый скот, верблюдов или ослов. Среди этой части оромо сохранилось деление на племена (в XIX в. — около 100), а также остался такой древний общественный институт, как организация сверстников по поколениям (не обязательно одного возраста): каждые 8 лет однажды сорганизованная группа сверстников переходит на новую социальную ступень (система гада). На ступени неженатых воинов группа устанавливает законы племени, активно участвует в управлении, является ударной военной силой; на более высокой ступени — заводит семьи и семейные хозяйства, на следующей — формирует совет старейшин и т. д. В системе управления племенем свою роль играют и вожди-жрецы, и колдуны. Вне этой системы — низшие касты.
Второй по численности кушитский народ Эфиопии и Северо-Восточной Африки в целом — сомалийцы (около 1,5 млн. человек только в Эфиопии), живут в основном на юго-востоке; близкородственные им по языку и культуре афары (около 1 млн. человек) — на востоке, в пустынях и полупустынях. Лишь немногочисленные группы кушитских народов занимаются кочевым и полукочевым скотоводством и разводят верблюдов. Большинство из них сочетают скотоводство с земледелием и ведут оседлый образ жизни. Оседлыми земледельцами являются и кушитские этносы группы сидамо (собственно сидамо, камбата, тимбаро, алаба, хадья и другие, общей численностью около 0,7 млн. человек), а также консо (свыше 100 тыс. человек). Им близки по культуре, общественному строю и религии омот-ские народы (валяйта, куло, конта, гофа, кафа, гимира и др.). В отдаленном прошлом кушитские народы населяли и север. Теперь там отдельными островками среди амхарцев и тыграйцев сохранились группы агау, а также фалаша — эфиопские иудаисты, многие из которых выехали в Израиль.
Широко распространены касты — касты ремесленников (например, кузнецов, жены которых — горшечницы), касты кожевников, касты охотников и рыболовов (хотя сами эфиопы в основном не едят ни рыбы, ни мяса диких животных), касты музыкантов и сказителей.
Несмотря на все различия между отдельными народами, Эфиопия и Эритрея образуют культурную общность. Например, у большинства эфиопов — сходный национальный костюм: характерная форма штанов, рубах, пояс и шамма — подобие римской тоги.
Оригинальна общеэфиопская кухня: острые соусы, сырое парное мясо, большие лепешки из пшеничной и теффовой муки, домашнее пиво и медовуха.
Древние праздники годового цикла — общие для разных народов Эфиопии: их отмечают и христиане, и язычники, и даже часть мусульман. Так, конец сезона больших дождей (в сентябре), когда зацветает желтыми цветами особый кустарник, отмечается таким общим праздником. После церковного богослужения сооружаются костры на площадях, люди поют и пляшут с эфиопскими свечами в руках. Эти свечи — длинные (больше метра) сплетенные фитили, пропитанные воском. И кустарник, и праздник на всех языках Эфиопии называется «мэскэль» («крест»). Популярный праздник водосвятия празднуется у источников. Эфиопский календарь — очень древний и общий у разных народов Эфиопии (у мусульман он сосуществует с лунным исламским календарем); он тот же, что и у египетских коптов, но только названия месяцев — оригинальные.
По сравнению с арабскими странами и Сомали общественная культура народов Эфиопии отличается большей свободой нравов.
Крупнейший город, главный центр образования, науки и культуры Аддис-Абеба (буквально «Новый цветок») был основан в 1884 г. От первых 50 лет истории города сохранились несколько каменных зданий, в том числе старый императорский дворец, греческая, армянская, старая католическая церкви, постройки русских инженеров: старое посольство России, бывшая русская церковь, один из мостов. Большая часть городских зданий построена в 60 — 90-е гг. XX в. Основные магистрали — широкие проспекты с современными кварталами. В некоторых постройках отражены древние эфиопские архитектурные элементы. За фасадом проспектов — немощеные улочки из одноэтажных мазанок, где бродят куры и козы. Здесь пищу готовят во дворах или прямо на улице, разжигая костры из эвкалиптовых дров, которые доставляют вязанками, навьючив на ослов. Большинство жителей Аддис-Абебы — вчерашние сельчане или их дети, выходцы из всех этносов. Здесь находятся университет, научные институты, музеи, библиотеки, театры, кинотеатры, штаб-квартира ОАЕ, Дом Африки. В городе и окрестностях много церквей различных конфессий, мечети, несколько госпиталей и клиник и крупнейший в Африке базар «Маркадо», где можно купить все — от монет Аксума и императоров Менелика и Хайле Селассие до видеотехники. Аддис-Абеба — крупнейший в Эфиопии центр промышленности (пищевой, текстильной, швейной, кожевенной, строительной).
Харэр (около 40 тыс. жителей) в XVI — XIX вв. был столицей мусульманского государства. Окруженная стеной старая часть города — типичный мусульманский город. Среди достопримечательностей — бывшая мечеть, превращенная в XIX в. в церковь, католический собор, дом французского поэта А. Рембо.
Дыре-Дауа (около 120 тыс. жителей) — транспортный узел, центр торговли и промышленности (текстильной, пищевой). В городе — железнодорожные мастерские.
Гондэр (около 100 тыс. жителей) — к северу от озера Тана. Был в 1636 — 1868 гг. столицей Эфиопии, теперь главный город округа Амхара, центр пищевой промышленности.
Бахр-Дар — центр пищевой, текстильной, марганцевой промышленности, расположен к югу от озера Тана. К югу и востоку от Аддис-Абебы находятся промышленные города Акаки. Моджо (текстильная промышленность), Уонджи (бумажно-картонная), Назрет, или Адама (тракторосборочная). Все они тесно связаны со столицей Эфиопии.
Природа исключительно разнообразна — от заснеженных зимой гор до жаркой каменистой пустыни Афар. Нагорье занимает 1/3 страны (1500- 2500 м).
Характерны амба — столовые горы с плоскими вершинами и отвесными склонами. Климат — субэкваториальный. Количество осадков — от 150 - 600 до 1500 - 1800 мм в год. Среднемесячная температура + 13...+35° С. В горах юго-запада — самый влажный в Эфиопии климат. Здесь под высокими пальмами, маслинами, фиговыми и другими деревьями растут дикие кофейные деревца. Больше половины территории — саванны и полупустыни. Обилие дикорастущих цветов. Фауна чрезвычайно богата. Помимо обычных для Африки видов животных есть и энде-мичные: зебра Греви, несколько видов обезьян, сэменская лисица, дикий сомалийский осел и др.
B I тысячелетии до н. э. на север Эфиопии переселились народы южно-аравийской цивилизации, было создано государство. В I — VIII вв. здесь процветало Аксумское царство (христианское — с середины IV — VI в.). Позднее в Эфиопии сложилась система христианских, мусульманских, иудаистских и других государств во главе с христианским императором. В XIX в. Эфиопская империя отстояла свою независимость, но в 1936 — 1941 гг. была захвачена Италией. В 1942 — 1974 гг. на территории Эфиопии — абсолютная монархия, в 1974 — 1991 гг. был установлен коммунистический режим.
Эфиопская ортодоксальная церковь существует с середины IV в. У нее свой священный язык — геэз (древнеэфи-опский), свои святые, особые праздники, своеобразная церковная архитектура. Необычно и то, что в церквях исполняют обряды под музыку и аккомпанемент барабанов. Эфиопский ислам также оригинален: представлены три ветви суннизма, есть свои места паломничества.
Около половины населения — христиане (в большинстве — прихожане эфиопской православной церкви). Около 45% — мусульмане-сунниты.
Среди исторических личностей почитаются епископ Аксума Фрументий и его воспитанник царь Эзана (IV в.) — реформаторы эфиопского письма, крестители Аксума. Православная и другие церкви Эфиопии отмечают день блаженного аксумского царя Эл-ла-Ацбэха (VI в.), возродившего христианство в Южной Аравии. Легенды связывают уникальные монолитные церкви Лалибэлы с благочестивым царем Лалибэлой (около XII в.), а возрождение христианской Эфиопии во второй половине XIII в. — с царем Иерукунно-Амляком. Мудрыми правителями считаются императрица Плена и император Клавдий (XVI в.), при которых возродились Эфиопская империя и христианство. Их современник монах Бахрей дал сравнительное описание общественного строя оромо и христиан-эфиопов. В 1896 г. под руководством императора Менелика Эфиопия отстояла свою независимость от колонизаторов.
Многочисленные памятники всемирно-исторического значения находятся в Ак-суме — главном религиозном центре христианской Эфиопии. Среди них — стелы с надписями царя Эзаны (IV в.), самые высокие в мире обелиски, выточенные в форме многоэтажных дворцов, древняя цистерна, собор гробницы царей. В округе Тыграй сохранились раннесредневековые церкви, в том числе пещерные; южнее, в Лалибэле, — 11 монолитных церквей (около XII в.), в Гондэ-ре — императорские дворцы и церкви XVII — XVIII вв. Места паломничества — старинные монастыри в Тыграе, на берегах озер Тана и Хайк, а в центральной и южной Эфиопии — монастыри, связанные с именем святого Тэкле-Хайманота. Харэр знаменит памятниками исламской цивилизации. Древние скульптуры (начиная с середины I тыс. до н. э.), изделия из бронзы, иконы и рукописные книги с миниатюрами хранятся в музеях и библиотеках Аддис-Абебы и в старинных монастырях.
Эфиопия — федеративная республика с двухпалатным парламентом и президентом,
наделенным обширными полномочиями. Состоит из 10 национальных округов и городов федерального подчинения — Аддис-Абебы и Дыре-Дауа. Округа имеют однопалатные парламенты. Среди политических партий и движений крупнейшее — Эфиопское демократическое народно-революционное движение.