В середине прошлого века археологи раскопали большой холм около деревни
Куюнджик на левом берегу реки Тигра. Под толстым слоем земли оказалась
погребенная столица Ассирии VII в. до н. э. Ниневия. В развалинах дворца
ассирийского царя Ашшурбанапала (668—629 гг. до н. э.) были найдены тысячи
глиняных табличек, исписанных мелкими клинообразными знаками. Такой клинописью
пользовались в древности народы Междуречья. Каждый значок этого письма
состоял из клинышков в разных сочетаниях и.обозначал слог или слово.
Клинопись была изобретена в III тысячелетии до н. э. шумерами, жившими
на юге современной территории Ирака. Позднее вавилоняне и ассирийцы, говорившие
на аккадском языке, заимствовали эту письменность. Постепенно к середине
II тысячелетия до н. э. шумерский язык вышел из употребления как разговорный,
но писцы Междуречья продолжали изучать его вплоть до I в. до н. э.
Таблички, найденные в Ниневии, оказались целой библиотекой, подобранной
заботливо и с большим умением. По повелению Ашшурбанапала писцы снимали
копии с книг, хранившихся в библиотеках древних городов Междуречья. Такие
библиотеки собирались храмами и частными лицами в центрах древней культуры
— Вавилоне, Уре, Ниппуре и других городах в течение столетий, начиная со
II тысячелетия до н. э. Благодаря древним библиотекам и архивам до нас
дошли сотни тысяч текстов.
Ассирийский писец. Фрагмент фрески. VIII в. до н. э.
Библиотека Ашшурбанапала была не только крупнейшей для своего времени.
Это первая в мире систематически подобранная библиотека. В ней были собраны
сотни глиняных книг. Они состояли из многих «листов» — табличек одинакового
размера. На каждой табличке было написано название книги и стоял номер
листа. В библиотеке книги были размещены в определенном порядке, по отраслям
знаний. Поиски нужной книги облегчали каталоги — списки, где указывались
названия книг и число строк в каждой табличке. Многие книги были представлены
в библиотеке в нескольких экземплярах, некоторые — в пяти-шести.
Благодаря библиотеке Ашшурбанапала нам довольно хорошо известны история,
легенды, мифы и предания шумеров, вавилонян и ассирийцев, а также их научные
достижения.
Вавилонские и ассирийские жрецы были хорошими математиками. Уже в начале
II тысячелетия до н. э. в Вавилонии решали довольно сложные геометрические
задачи по измерению площади, умели составлять планы городов, дворцов и
храмов.
В библиотеке хранились сочинения и по астрономии. В большинстве своем
это копии более древних книг, составленных за тысячу с лишним лет до Ашшурбанапала.
По этим книгам можно проследить зарождение и развитие астрономической науки.
В древнем Междуречье при храмах строились многоэтажные (чаще семиэтажные)
башни — зиккураты. С самого верхнего этажа зиккуратов жрецы из года в год
вели наблюдения за движением небесных светил.
Вавилоняне и ассирийцы умели рассчитывать время лунных и солнечных затмений,
знали движение небесных светил, видимых простым глазом. Они умели также
отличать планеты от звезд. Сохранились таблицы с астрономическими вычислениями
расстояний между звездами.
На основании наблюдений за движением Солнца, Луны и звезд жрецы составили
календарь. Этот календарь указывал, когда будут разливы рек или спад воды
и, следовательно, когда нужно начинать сельскохозяйственные работы.
Ассирийский воин. Фрагмент фрески. VIII в. до н. э.
Вавилонские астрономы пользовались широкой известностью у других древних
народов. Однако ассиро-вавилонская астрономия была неразрывно связана с
астрологией — лженаукой, пытавшейся предсказывать будущее по звездам.
Голова ассирийской женщины. Скульптура. VIII в. до н. э.
Ассирийцы захватили многие соседние государства, даже Египет, где они
господствовали 20 лет, и вели торговлю с более далекими странами. Поэтому
они были хорошо осведомлены о природе и населении стран Древнего Востока.
Ученые нашли в библиотеке Ашшурбанапала географические карты. Еще очень
примитивные, эти карты все же охватывали большую территорию — от Урарту
до Египта. Сохранились и географические справочники ассирийцев с названиями
стран, городов и рек. Однако о строении Земли у вавилонян и ассирийцев
были самые фантастические представления.
Каменный рельеф из Ниневии — столицы Ассирии. VII в. до н. э.
Медицина в то время была тесно связана с магией (колдовством). Вавилоняне
и ассирийцы верили, что все болезни вызываются злыми духами, проникшими
в человеческий организм. Чтобы вылечить болезнь, врач стремился изгнать
злого духа из тела больного молитвами и заклинаниями. Иногда врачи лепили
из глины изображения злых духов и разбивали их, полагая, что благодаря
этому больной может выздороветь.
Больших успехов достигла хирургия, основанная на изучении анатомии человека.
Любопытно, что в то время сердце считали органом разума, а о роли мозга
ничего не знали.
Ассирийский рельеф, изображающий героя шумеро-вавилонского эпоса
Гильгамеша. VIII в. до н. э.
В библиотеке Ашшурбанапала были найдены шумеро-вавилонские словари,
сборники текстов на шумерском языке с пояснениями трудных для понимания
мест, таблицы клинописных знаков, сборники грамматических примеров и упражнений.
Все это очень помогло европейским ученым в XIX в. расшифровать шумерскую
письменность и изучить шумерский язык.
Из литературных произведений, найденных в библиотеке Ашшурбанапала,
особенно интересны 12 глиняных табличек, на которых записано замечательное
произведение в стихах — эпос о сказочном герое Гильгамеше. Эпос о Гильгамеше
возник в Шумере около 2400 г. до н. э., а потом был переведен и на аккадский
язык. Вот о чем говорит это сказание.
Гильгамеш, сын богини Нинсун и смертного человека, в незапамятные времена
царствовал в городе Уруке. Он был мудрым правителем и обладал богатырской
силой. Гильгамеш заставил все население строить стены вокруг города. Недовольные
этой повинностью, жители Урука обратились к богам с просьбой создать такое
существо, которое побороло бы Гильгамеша. Боги создали полузверя-получеловека
Энкиду.
Но когда Гильгамеш и Энкиду вступили в единоборство, ни один из них
не смог победить своего противника. Тогда они стали друзьями и совершили
вместе много подвигов.
Но вскоре Энкиду умер. Это привело Гильгамеша в отчаяние. Он стал бояться
смерти и отправился к своему отдаленному предку Утнапиштиму, жившему на
краю света. Боги даровали Утнапиштиму бессмертие за его праведный образ
жизни, и Гильгамеш захотел узнать от него, как можно стать бессмертным.
Преодолев множество трудностей, Гильгамеш нашел Утнапиштима. Тот после
долгих колебаний рассказал Гильгамешу, что нужно съесть «траву жизни»,
которая растет на дне океана. Гильгамеш достал эту траву со дна океана.
На обратном пути в Урук Гильгамеш решил искупаться и оставил «траву жизни»
на берегу моря.
Змея нашла эту траву, съела ее и стала бессмертной. А Гильгамеш, грустный,
возвратился в свой родной Урук. В этой фантастической сказке есть свой
глубокий смысл.
Поэма воспевает волю к жизни, мужество героя, идущего к своей цели через
все испытания, которые посылают ему коварные, злые и мстительные боги,
олицетворяющие грозные силы природы.
В своем эпосе древние вавилоняне выразили стремление человека познать
законы природы, тайны жизни и смерти, обрести бессмертие.
Множество ценных сведений о языке, истории, науке, быте, обычаях и законах
древних народов Двуречья сохранила для нас глиняная библиотека Ашшурбанапала.