Историю человечества древние индийцы делили на четыре века. Первый,
как они думали, был веком всеобщего благополучия. Люди не знали болезней
и нужды, не было необходимости трудиться, так как природа сама давала человеку
все, что ему было нужно. Не было угнетения, все были равны, добродетельны
и справедливы.
Таковы были неясные воспоминания древних индийцев о периоде первобытнообщинного
строя. Непрерывная тяжелая борьба за жизнь с грозной природой, дикими зверями,
враждебными племенами, голодом — все это забылось. Люди помнили только
о том, что тогда все были равны, не было ни господ, ни рабов.
Во втором веке, по преданиям индийцев, добродетель в людях уменьшилась
на одну четверть. Им уже пришлось тяжким трудом добывать себе пропитание.
Еще на одну четверть уменьшилась добродетель в третьем веке — и на людей
обрушились болезни и стихийные бедствия. А в четвертом веке жить людям
стало совсем тяжко.
Индийцы называли этот век «темным» и «грешным» : только одна четверть
прежней добродетели осталась у людей. Одни угнетают других. Порочные пользуются
радостями жизни, а на долю добродетельных остаются одни горести. Возникает
царская власть, и цари строгими наказаниями стараются защитить богатых
и знатных от бедняков и угнетенных. В таком мрачном свете рисовалась жизнь
трудовому народу рабовладельческой Индии.
Задолго до нашей эры по всему миру начала распространяться молва об
Индии как о стране чудес. И возникла она не случайно. Много удивительного
и прекрасного было создано в древности трудом целых поколений индийцев.
В Индии уже в III тысячелетии до н. э. возникла высокая по тому времени
культура. Но так было только на северо-западе страны. На остальной ее территории
бродили редкие охотничьи племена и царил еще каменный век. Самые густонаселенные
районы современной Индии — долина реки Ганга и морское побережье — тогда
были покрыты джунглями и болотами. Только в начале I тысячелетия до н.
э., освоив технику добычи и обработки железа, индийцы стали вырубать джунгли
и осушать болота. Ценой огромного труда на протяжении многих веков люди
осваивали долину Ганга. К V в. до н. э. в этой плодородной долине почти
не осталось необжитых земель. Здесь возникло множество мелких государств,
часто враждовавших между собой.
В IV в. до н. э. Индия пережила вторжение войск Александра Македонского
(см. ст. «Александр Македонский»). В долине реки Инда захватчикам удалось
преодолеть упорное сопротивление местных племен, но государства долины
Ганга к этому времени уже были объединены царями страны Магадха в одно
сильное государство, и македонцы не решились продолжать свой поход дальше
на восток.
Вскоре македонские гарнизоны были изгнаны с северо-запада страны. После
этого возглавивший освободительное движение Чандрагупта захватил власть
в Магадхе. Ему и его преемникам удалось подчинить и другие части страны,
и при его внуке — царе Ашоке (III в. до н. э.) под властью царей Магадхи
оказалась почти вся Индия, кроме крайнего юга полуострова. Так как Чандрагупта
и его потомки принадлежали к роду Маурьев, то их государство называют обычно
империей Маурьев.
Завоевывая новые территории, цари из рода Маурьев и окружавшая их знать
стремились укрепить свою власть, но объединение страны в сильное государство
было и в интересах индийского народа. Теперь никто не мог безнаказанно
вторгнуться в Индию: ведь у Чандрагупты, как утверждали греки, армия состояла
из 600 тыс. пехотинцев, 30 тыс. всадников и 9 тыс. боевых слонов. Дороги
и реки стали безопасны для сообщения. Прекратились изнурительные внутренние
войны, во время которых гибли люди, разрушались города и села, вытаптывались
посевы. Правда, Маурьи оставили на своих местах прежних царьков и племенных
вождей, но своеволие местных правителей было сильно ограничено.
Государство Маурьев в начале II в. до н. э. распалось, потому что отдельные
части империи, не связанные экономически, так и не образовали прочного
единого целого. В Индию снова вторглись с северо-запада жадные завоеватели:
греки, обосновавшиеся в Средней Азии еще при Александре Македонском, скифы,
кушаны. Только в начале IV в. н. э., через пять веков после распада государства
Маурьев, Магадхе опять удалось объединить почти всю Северную Индию. Это
новое государство называлось империей Гупт — по имени царствовавшей династии.
Во времена империи Маурьев и Гупт Индия была могущественной и независимой
страной, а народ добился больших успехов в развитии хозяйства и культуры.
Греки, побывавшие в Индии еще в IV—III вв. до н. э., с удивлением рассказывали,
что в этой стране добывается сладкий на вкус белый камень, который тает,
когда его кладут в рот. Это был сахар, индийцы называли его «шаркара».
Они первыми научились выращивать сахарный тростник и получать из него сахар.
Греки рассказывали также, что индийцы выращивают шерсть на деревьях (хлопок).
Индийцы первыми освоили культуру хлопка. Индия поставляла в Европу различные
пряности, высоко ценившиеся благовония, прочные и яркие растительные краски.
Велико было искусство древних мастеров. В окрестностях Дели (теперь
столица Индии) есть железная колонна высотой 7,2 м и весом 6,25 т. Она
была изготовлена в начале V в. н. э. Ученые до сих пор не могут объяснить,
как индийцы более полутора тысяч лет назад сумели исполнить работу, за
которую еще 100 лет назад взялся бы не всякий завод Европы или Америки.
При этом железо, из которого была сделана колонна, не ржавеет, хотя в жарком
и влажном климате Индии железные предметы обычно разрушаются очень быстро.
О высоком искусстве древнеиндийских металлистов говорят большие статуи,
отлитые из меди, оружие, которое было известно далеко за пределами страны,
инструменты, серебряная посуда. Уже тогда Индия славилась своими хлопчатобумажными
и шелковыми тканями. Плотники умели строить многоэтажные деревянные дома.
Корабельные мастера создавали речные и морские суда, некоторые из судов
могли перевозить сотни пассажиров. Строители сооружали плотины и каналы
для искусственного орошения полей.
В разных частях страны сохранились древние пещерные храмы и монастыри;
особенно много их в Центральной Индии, в горах Аджанты. В скалах вырубались
обширные залы, их украшали резными колоннами и орнаментами. На некоторых
стенах сохранилась цветная роспись, восхищающая современных художников
и искусствоведов.
Древние индийцы вели обширную торговлю по суше и морю. Длительным и
опасным было путешествие морем в Китай. Индия вывозила изделия из железа,
ткани, слоновую кость, драгоценные камни, жемчуг, благовония, пряности.
Спрос на индийские товары в странах Средиземноморья был очень велик. В
Индию ввозили цветные металлы и изделия из них, рабов, коней.
Центрами ремесла и торговли были города. Иностранцы удивлялись их многолюдности
и богатству. Крупнейший город древней Индии, столица Магадхи Паталипутра
(ныне Патна), по утверждению греков, имел около 15 км в длину и 3 км в
ширину.
Развивалась наука. Мы пользуемся так называемыми арабскими цифрами (европейские
народы заимствовали их у арабов), но сами арабы заимствовали эти цифры
у индийцев и называли их «индийскими». И не только цифры, но и систему
их использования, в которой каждая цифра меняет свое значение в зависимости
от места в числе (позиционная система). Индийцы также ввели в цифровую
систему нуль. Это были поистине великие открытия безвестных древнеиндийских
математиков. Европейские народы заимствовали алгебру у арабов (само слово
«алгебра», как известно, арабского происхождения). Однако и в этой науке
учителями арабов были индийцы.
Индия — многонациональная и многоязычная страна. И в древности разные
племена и народы, населявшие Индию, говорили на разных языках. Однако существовал
санскрит — язык, который к концу древности уже не был разговорным, но его
знали все образованные индийцы. Санскрит играл в Индии такую же роль, как
и латинский язык в средневековой Европе, т. е. был средством культурного
общения различных племен и народов. На нем записывались произведения художественной
литературы, эпос, научные сочинения, сборники законов. Некоторые из современных
индийских языков на 70—80% состоят из слов, корни которых общи с санскритскими.
До нас дошла грамматика этого языка, составленная индийским ученым Панини
еще в V—IV вв. до н. э. Это древнейшая грамматика в мире.
Древнеиндийская культура богата и разнообразна. Особенно прославился
поэт и драматург Калидаса (V в. н. э.), который в индийской литературе
занимает такое же место, как Шекспир в английской и Пушкин в русской. Сборники
старинных индийских народных сказок, рассказов и басен еще в средние века
распространились далеко за пределами страны и переводились на другие языки.
Многими путями проникали достижения древнеиндийской культуры в другие
страны. Трудовой опыт, технические навыки и искусство индийских ремесленников
и художников распространялись вместе с развитием торговых связей. О научных
достижениях индийцев рассказывали у себя на родине побывавшие в Индии иноземные
купцы, послы и путешественники. Некоторые чужеземцы для обогащения своих
знаний специально приезжали в Индию, которая слыла страной мудрецов. Когда
индийская религия — буддизм — начала распространяться в странах Юго-Восточной
Азии и Дальнего Востока, с нею проникли в эти страны индийские языки, индийская
литература, предметы искусства.
В страны Юго-Восточной Азии — Цейлон, Бирму, Индонезию и другие — в
первых веках нашей эры началось переселение многих индийцев. Поэтому влияние
индийской культуры на язык, религию, архитектуру, литературу и искусство
народов этих стран оказалось наиболее сильным.
Ворота могильного памятника — храма ступа в Санчи. I в. до и. э.
Великая и прекрасная культура была создана руками миллионов индийских
тружеников, но только небольшая часть населения древней Индии жила в счастье
и довольстве. Жалкое, беспросветное существование влачили многочисленные
рабы, которые были полной собственностью своих господ. Да и среди свободных
не было равенства. Они делились на четыре группы (варны): брахманов — жрецов,
кшатриев — воинов, вайшьев — крестьян, ремесленников и купцов и шудр —
слуг и наемных работников. От рождения индиец принадлежал к определенной
группе: дети брахмана были брахманами, кшатрия — кшатриями и т. д. Такие
замкнутые общественные группы называют кастами.
Кастовый строй был призван закреплять господство правящего класса. Низшими
кастами были вайшьи и шудры; только они платили налоги. Особенно тяжелым
и унизительным было положение шудр. Им предписывалось быть только слугами
у членов высших каст. Закон повелевал отрезать шудре язык, если он говорил
брахману дерзости, и отрубать руку, если он ударил или пытался ударить
брахмана, и т. д.
Нищий. Фреска из пещерного храма в Аджанте. I в. до н. э.
Кастовые различия освящались религией — индуизмом. Индийцы верили, что
человек состоит из тела и души. Смертно только тело, а душа умершего переходит
в тело другого живого существа. Использовав эти древние верования, брахманы
создали свое религиозное учение. Тот, говорили они, вынужден тяжело работать
на своего господина, голодать и вечно нуждаться, чья душа прежде находилась
в теле человека, жившего грешно. Значит, рабы и бедняки не могут жаловаться
на то, что им живется плохо. Порядок этот, как учили жрецы, был установлен
самими богами; боги же создали царскую власть и касты. И каждый, кто стремится
изменить к лучшему свое положение или не подчиняется властям, нарушает
волю богов.
Железная колонна в Дели, установленная в 415 г. Вес колонны — 6,25
т, высота — 7,2 м.
При царе Ашоке в Индии распространился возникший еще раньше буддизм.
Буддизм принимал все основное, что было в брахманизме, но, кроме того,
учил, что жизнь — зло, а жить — значит страдать. Не надо ничего желать,
к чему-либо стремиться, и тогда не будет никаких поступков, за которые
в будущей жизни пришлось бы отвечать. Тогда и душа перестанет возрождаться
для страдания на земле, спасется от зла — жизни — и достигнет блаженного
состояния—нирваны. Достижение нирваны, учит буддизм,— главная цель верующего;
успешнее всего можно добиться этого, став монахом.
Будда. Фреска из пещерного храма в Аджанте.
Господствующим классам было выгодно, чтобы угнетенные больше думали
о «спасении души», а не об улучшении своей жизни, и потому они всегда охотно
помогали монахам в распространении буддизма. Так религия помогала господствующей
верхушке удерживать трудовой народ в повиновении.
Древние индийцы представляли себе историю как развитие от хорошего к
плохому. Такое представление отразилось в мифе о четырех веках, с которого
мы начали свой рассказ. И это не удивительно, ведь создатели древнеиндийской
культуры — труженики, свободные и рабы,— страдали от угнетения, тяжелого
труда и невзгод, а благами культуры пользовались в основном цари, знать,
богачи и жрецы.
Раскопки в Хараппо и Мохенджо-Даро
Многие десятилетия в науке господствовало мнение, что цивилизация
в Индии возникла намного позже, чем в Египте или Двуречье. В 1922 г. в
долине реки Инда индийские археологи открыли древние города.
Раскопки наглядно показали, что в Индии в IV—III тысячелетии до
н. э. существовала высокоразвитая цивилизация.
Позже города индской цивилизации были открыты на значительной
территории : на востоке — вплоть до столицы Индии — города Дели, на юге
— до порта Бомбея.
Города Мохенджо-Даро и Хараппа были, очевидно, двумя столицами.
Археологи установили, что Мохенджо-Даро занимало площадь почти 3 кв. км,
а его население могло исчисляться 35—40 тыс. человек.
Внутри цитадели Мохенджо-Даро были раскопаны постройки религиозного
и общественного характера: бассейн шириной 7 м и длиной 12 м, который использовался
для ритуальных омовений; огромный зал, где, очевидно, собирались представители
городских властей; общественные амбары для хранения зерна.
Главные улицы в центре города достигали 10 м в ширину. Но были
и узкие переулки, по которым едва ли могла передвигаться повозка. Вдоль
улиц стояли двух- и трехэтажные дома из обожженных кирпичей, скрепленных
илистым раствором. Бедняки и зависимые работники ютились в жалких тростниковых
бараках. Остатки таких лачуг были открыты в Хараппе около площадок для
обмолота зерна.
Жителям индских городов были знакомы различные злаки и овощи:
ячмень, рис, пшеница, дыни, финики. По остаткам костей животных ученые
определили, что здесь разводили коз, быков, буйволов, а из домашней птицы
— кур.
Жители индских городов железа еще не знали, они использовали медь
и бронзу. Искусные мастера умели отливать и ковать металлические изделия.
Употреблялись также и каменные орудия труда. Среди ремесленников было особенно
много прядильщиков, ткачей, оружейных мастеров и резчиков по кости.
Печати.
Города были торговыми центрами. Они поддерживали тесные связи
не только внутри страны, но и с районами Средней Азии, с городами Двуречья,
Египтом. В городах Двуречья были найдены индские вещи — печати, бусы, раковины,
а в Хараппе и Мохенджо-Даро — печати месопотамского типа. В Шумере обнаружен
кусок ткани с оттиском хараппской печати.
Скульптурное изображение жреца.
Раскопаны сооружения, которые, вероятно, были храмами. На одной
из найденных печатей изображено трехликое божество, а по бокам его — фигурки
диких животных. Ученые предполагают, что это прообраз более позднего индуистского
бога Шивы — защитника скота. Печати говорят о поклонении воде, деревьям,
огню. Находки женских статуэток указывают на культ богини-матери.
Ученые открыли уже более 1000 печатей с надписями. Надписи нанесены
также на керамику, металлические изделия, что свидетельствует о широком
распространении письменности. В Мохенджо-Даро найдена и глиняная чернильница.
Много десятилетий спорят ученые о характере индской письменности.
Однако полное прочтение надписей еще впереди.